СЕНАТОР КОСАЧЕВ О МЕЖПАРЛАМЕНТСКОМ СОЮЗЕ: НАДЕЕМСЯ, ЧТО РАЗУМ ВОЗОБЛАДАЕТ

СЕНАТОР КОСАЧЕВ О МЕЖПАРЛАМЕНТСКОМ СОЮЗЕ: НАДЕЕМСЯ, ЧТО РАЗУМ ВОЗОБЛАДАЕТ

25 октября 2016 г. 17:18

В Женеве проходит 135-я Ассамблея Межпарламентского Союза – старейшей (с 1989 года), крупнейшей по составу (170 стран), наиболее авторитетной и влиятельной международной парламентской организации. МПС является неформальным "парламентским измерением" ООН. В качестве ассоциированных членов в Союз входят 11 межпарламентских объединений.

Весной этого года вице-председателем Межпарламентского союза был назначен председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев. По его словам, вхождение в руководящие структуры организации дает возможность России активно участвовать в обсуждении и выработке решений МПС.

Традиционно на каждой ассамблее Межпарламентского союза открываются так называемые "чрезвычайные дебаты", в рамках которых участники обсуждают наиболее актуальные и острые проблемы. В этот раз было предложено обсудить ситуацию в Сирии.

По словам Константина Косачева, российская делегация изначально не планировала выходить с собственными инициативами. Но пришлось это сделать, когда делегаты познакомились с внесенным Германией и поддержанным Мексикой проектом резолюции, посвящённом гуманитарной ситуации в Алеппо.

Представители России с сожалением отметили, что в документе ни разу не упомянуты террористические организации, действующие на сирийской территории. А главной угрозой гражданскому населению называются действия официального Дамаска и некие "бомбардировки с воздуха" (надо полагать, с участием российских ВКС).

Россияне подготовили альтернативный проект, который вобрал в себя разумные мысли и из германо-мексиканского проекта. К сожалению, в результате блокового голосования группы западных стран тенденциозное предложение набрало большинство голосов. Таким образом, нынешняя ассамблея Межпарламентского союза обсуждает проблемы Сирии и её населения в отрыве от проблем терроризма в этой стране и в регионе.

Сенатор Касачев считает это обсуждение бессмысленной затеей, но надеется на то, что разум международных парламентариев все-таки возобладает:

— Цель исключительно в том, чтобы, во-первых, снять с Запада ответственность за сирийскую трагедию, а во-вторых, утвердить своё право на истину в последней инстанции. Де факто же - покрыть террористов , чтобы те продолжали создавать проблемы Асаду.

Больно за Сирию. Обидно за Межпарламентский союз. Досадно за наших коллег из ряда европейских парламентов, которые потом подходили к нам и признавались, что не могли проголосовать иначе под давлением "старших товарищей".

В этом главная проблема блокового подхода: он подразумевает только два цвета в интерпретации любых ситуаций, оставляя белый за собой, а чёрный - за оппонентами. В наиболее нелепой форме это выразил, мотивируя свою позицию при голосовании, какой-то польский депутат, заявивший, что он "не русский и поэтому не будет голосовать за российское предложение". Как говорится, простота хуже воровства.

И тем отраднее было видеть единодушную поддержку Сирии и России со стороны таких стран, как Китай и ЮАР, Сербия и Кипр, Куба и Никарагуа, Казахстан и Киргизия, Иран и Ирак, Алжир и Тунис, Египет и Палестина, Боливия и Эквадор, а также многих других. Спасибо, коллеги! Парламентаризм не должен быть заложником блокового мышления.

По моему мнению, необходимо для начала добиваться, чтобы Межпарламентский союз в своей деятельности руководствовался здравым смыслом. Ну и затем следует повышать роль и эффективность этой организации, совершенствовать механизмы ее работы.

Мы внесли несколько предложений по поправкам в Регламент, в правила и процедуры Межпарламентского союза, и рассчитываем, что наша более активная позиция в МПС будет содействовать тому, что эта организация станет более сильной и более востребованной.

До этого большей частью соответствующие проекты решений вырабатывались в рабочем порядке — без нас и за нас. Мы уже сталкивались с последствиями этих наработок и были вынуждены либо их принимать, либо с ними не соглашаться, но вряд ли могли повлиять на содержательную сторону.

В рамках заседания Исполнительного комитета мы проходим всю повестку дня, все предложения, связанные с теми и иными идеями по дальнейшим резолюциям, по поправкам, и мы пытаемся выработать рекомендации к тому, как может выглядеть эта позиция. Это позволяет работать в Межпарламентском союзе содержательно, осознанно, и результативно.

Общая тема для дискуссии в ходе нынешней сессии стала проблема нарушения прав человека. Думаю, что права человека во всевозрастающей степени нарушаются не только и не столько внутри стран, сколько в результате международных конфликтов, военных действий, вмешательства во внутренние дела суверенных государств. К примеру, мы видим, как нарушаются права человека и в Сирии через провоцирование извне гражданской войны, мы видим, как эти проблемы не решаются во многих других "горячих точках" земного шара.

Российская делегация на следующую, 136-ю Ассамблею Межпарламентского союза инициировала подготовку проекта резолюции, связанного с ролью парламентов в недопущении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В Женеве будут проведены предварительные парламентские слушания на эту тему. До конца текущего года будет представлен первоначальный текст проекта резолюции, а окончательно его примут на следующей Ассамблее МПС в Дакке (Бангладеш) в апреле 2017 года.

Межпарламентский союз, конечно же, должен стоять на позициях защиты суверенных прав национальных демократий в определении судеб соответствующих народов и государств. Вмешательство извне в таких случаях недопустимо, противоречит международному праву, основополагающим элементам демократического развития. Мы очень рады тому, что видим поддержку со стороны других национальных делегаций. Уверен, что наша резолюция, после ее принятия в Дакке, будет очень серьезным дополнительным импульсом для ее обсуждения на других международных площадках, в частности, в Организации Объединенных Наций, на Генеральной Ассамблее, возможно, в Совете Безопасности ООН. Рассчитываем, что ситуации с Украиной, Сирией, Ираком, Ливией, Йеменом будут предметом международного анализа и разбирательства.