КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В ТУРЦИИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В ТУРЦИИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

25 октября 2016 г. 10:54
Проект новой конституции Турции, предусматривающий переход на президентскую систему правления, подготовлен правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и будет в скором времени внесен в парламент. При этом, палата может одобрить проект конституционным большинством (367 голосами) или вынести его на референдум, если за это проголосуют более 330 депутатов. ПСР имеет 316 из 550 мест в турецком парламенте, националистическая Партия национального движения (ПНД), лидер которой Девлет Бахчели также высказался за проведение референдума по новой конституции, − 40.Две другие представленные в парламенте оппозиционные партии − левоцентристская Народно-республиканская и прокурдская Партия демократии народов − выступают против введения в Турции президентской системы вместо парламентской, существующей в стране с момента образования Турецкой Республики в 1923 году. Они обвиняют Эрдогана в стремлении к установлению единоличной власти.Если депутаты выберут вариант референдума, то он может быть проведен уже в апреле 2017 года. По мнению инициаторов, его итоги не повлияют на судьбу действующего парламента Турции, который продолжит свою работу до следующих выборов. Идея о фундаментальном переустройстве политического строя в Турции носит куда более широкий смысл, и в нынешнем ее виде новостью в привычном смысле не является, говорит директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков: — Дело заключается в том, что Турция на протяжении последних лет активно пытается изменить конституцию и перейти от парламентской к президентской форме правления. Связано это с тем, что Эрдоган больше не мог быть премьер-министром, должен был стать президентом, однако желал сохранять за собой премьерские полномочия. В этой связи, а также из-за непростой обстановки в стране, и наметился тренд к централизации власти. Против достаточно активно выступают оппозиционные партии. В турецком обществе так же до последнего времени не было консенсуса на этот счет, здесь присутствовали абсолютно разные точки зрения. Но неудачная попытка государственного переворота изменила настрой нации, турки консолидировались со своим президентом. Борьба со спонсорами и организаторами мятежа стала актуальным вопросом для турецкого общества. Безусловно, эта тема объединяет различные социальные и общественные группы (помимо иных угроз: терроризма, связанного с этим миграционным кризисом и региональных конфликтов). Все это укрепляет надежды турок на "твердую руку", олицетворением которой стала фигура нынешнего президента.При этом очень важно то, что Турция начинает вести всё более и более самостоятельную внешнюю политику. В частности, Эрдоган недавно заявил, что границы турецкой республики не соответствуют национальному пакту Турции. Тем самым он бросил вызов декларации нерушимости послевоенных границ в качестве одного из базовых принципов современного мироустройства.Начал Эрдоган с греческого вопроса – пересмотра статуса островов, потом подверг сомнению и южные границы Турции. Эта позиция заслуживает внимания, потому что многое объясняет в плане активности Турции на севере Сирии и ужесточающейся борьбы практически со всеми возможными игроками на севере Ирака. С точки зрения интересов России все это важно, но не мешает развитию отношений. Ведь Турция не претендует на ревизию восточных или северных границ. Речь идет о южных и западных ее рубежах. И делается это не напрямую, а намеками. Ну и, кроме того, Россия и Турция сейчас активно взаимодействуют по линии спецслужб и оборонных ведомств, что является очень положительным сигналом и может послужить началом абсолютно новой кооперации двух стран на Ближнем и Среднем Востоке. Потому что на самом деле будущее наших отношений зависит не только от экономических проектов, но и от совместной балансировки интересов на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе и в других регионах.Внешне- и внутриполитические вызовы Турции взаимосвязаны друг с другом. То же самое изменение конституции может замышляться не только для усиления вертикали власти. Там много других аспектов. Вся активность Турции на международной арене сейчас играет на руку Эрдогану – у него есть полный карт-бланш на осуществление реформ с точки зрения простых турецких граждан. А в большинстве своем даже очень многие из тех, кто выступал против политики правящей партии, сегодня солидаризируются с Эрдоганом. Вопрос конституционной реформы – это вопрос времени. Но де-факто Эрдоган уже фактически является персоной "номер один" в турецком политическом истеблишменте. И это факт, с которым приходится считаться его внутренним и внешним оппонентам.