НЕКОТОРОЕ СНИЖЕНИЕ РЕЙТИНГОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ГОСДУМЫ ИМЕЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ

НЕКОТОРОЕ СНИЖЕНИЕ РЕЙТИНГОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ГОСДУМЫ ИМЕЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ

14 октября 2016 г. 10:35
Эксперты и политики обсуждают итоги опроса "Левада-центра", показавшего резкое снижение доверия граждан к государственным и общественным институтам. Так, в частности, по данным социологов "Левада", рейтинг правительства оказался самым низким за последние пять лет (26%), доверие к Госдуме упало за год с 40 до 22%.По мнению ряда экспертов, спекулировать на результатах опроса не стоит: у граждан есть определенные ожидания, тем более на фоне экономических трудностей.Снижение доверия к правительству, очевидно, является следствием непростой экономической ситуации. Экономические проблемы, с которыми столкнулась страна, неизбежно должны были отразиться на оценках деятельности правительства. Потому что если социальное самочувствие снижается, если социального оптимизма становится меньше, естественно, исполнительная власть здесь становится своеобразным громоотводом. Кроме того, отмечается и снижение рейтинга властей муниципального, регионального уровня, как самого близкого к населению – и в этом случае предпосылками для снижения являются именно экономические проблемы.И в любом случае, вряд ли можно говорить о резком падении рейтингов правительства и парламента. Снижение имеет место, но оно фиксировалось социологическими службами на протяжении всего нынешнего года, кроме того, свое отношение к этим институтам власти граждане страны выразили на прошедших недавно выборах, стоит в большей степени опираться на их результаты. Свою точку зрения на ситуацию спецаильно для "Политанатитики" высказал руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов: — Данные соцопроса "Левада-центра" можно назвать несостоявшейся сенсацией. Некоторые акценты, сделанные СМИ, вызывают улыбку.Начнем с показателя доверия Государственной Думе. По данным коллег из "Левада-центра" он снизился и это – абсолютно логично. Опрос проводился в конце сентября, то есть когда старый созыв парламента сложил полномочия, а новая Дума еще не приступила к работе. Что в этих условиях должны были оценивать респонденты? Речь идет о неком базовом уровне отношения к данному государственному институту. Так что этот показатель – не интересен. Важна динамика в предстоящие полгода.Социологии традиционно используют два показателя – уровень доверия и уровень одобрения деятельности. Согласно данным "Левады" уровень одобрения деятельности Владимира Путина в сентябре был стабилен – 82%. Коридор колебаний показателя в течение года – 80-82%. Цифры аналогичного порядка демонстрируют и другие общенациональные измерители, в частности, – ВЦИОМ. То есть можно говорить о стабильности результатов измерения.Показатель доверия, который приводили журналисты, по своей природе более динамичен, поскольку помимо рациональных оснований учитывает и эмоциональные компоненты. Большую динамичность придают ситуативные факторы. К слову, ВЦИОМ вопрос о доверии политикам задает каждую неделю и просит респондентов назвать всех политиков, кому они готовы доверить решение важных государственных задач. Вопрос открытый, то есть респонденты самостоятельно называют политиков, которым доверяют. Так у ВЦИОМа показатель доверия Путину составляет 50-54% и он динамичнее функционального. В последнее время он вырос, что объясняется поствыборным эффектом и "присоединением к большинству".Ситуация по отношению к Правительству РФ имеет свою специфику. Во-первых, уровень одобрения деятельности Кабинета согласно данным "Левады" умеренный - 43%, хотя коррекция показателя - негативная. Но для органа, отвечающего за социально-экономическую ситуацию, это - весьма неплохой уровень. О причинах расхождения функционального (одобрения деятельности) и эмоционального (доверие) показателя, уже речь шла. Зафиксированная негативная коррекция объясняется усилением критичности в оценки ситуации в стране и регионе.