КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ КАК ПРИЗНАК ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ КАК ПРИЗНАК ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

12 октября 2016 г. 13:49

Российская пресса пишет о кадровых перестановках в Администрации Президента и Госдуме. Все подвижки так или иначе связаны с переходом Вячеслава Володина на пост председателям нижней палаты. На его место в АП назначен Сергей Кириенко — бывший премьер и руководитель "Росатома". А Володин укрепляет людьми из своей кремлевской команды новый участок работы.

В минувшую пятницу стало известно о новой должности для руководителя Росмолодежи Сергея Поспелова. Теперь он занимает позицию первого замруководителя аппарата Госдумы и временно исполняет функции главы аппарата. Секретариат Володина возглавит Вадим Маршалко – он работал референтом в УВП, а с июля руководил аппаратом Володина в администрации президента.

За Поспеловым и Маршалко на Охотный ряд переезжает замглавы управления внутренней политики АП Ольга Ситникова. Там она, по данным прессы, станет заместителем руководителя секретариата спикера.

СМИ сообщают, что в администрации президента Ситникова работала с 2012 года. Она отвечала за информационную политику и интернет. Главная причина перехода в Госдуму — желание продолжить работу с Володиным, с которым Ситникова тесно сотрудничает на протяжении последних 16 лет.

С 2002 года Ситникова была пресс-секретарем Володина, когда он был в Госдуме руководителем фракции ОВР, затем вице-спикером и секретарем президиума генерального совета "Единой России". В 2010 году Ситникова перешла вслед за Володиным в Белый дом, где он как вице-премьер возглавлял аппарат. В конце 2011 года Володин стал первым заместителем руководителя администрации президента, курирующим управление внутренней политики, куда также перешла Ситникова. Новая должность Ольги Ситниковой также предполагает контакты со СМИ в части освещения работы спикера.

Также пресса охотно муссирует слухи о переходе в нижнюю палату начальника УВП Татьяны Вороновой и замначальника этого управления Тимура Прокопенко, который в АП отвечает за работу с партиями, Общероссийским народным фронтом и за молодежную политику.

Сергей Кириенко также собирает под крыло людей, знакомых по старым местам службы. По данным "Коммерсанта" готовится распоряжение о назначении на пост главы его аппарата Александра Николина. В первой половине "нулевых" годов он руководил секретариатом аппарата Сергея Кириенко в Приволжском полпредстве.

Руководитель "Политической Экспертной группы", политолог Константин Калачев не видит в кадровых перестановках ничего странного, хотя и считает их не заслуживающими повышенного внимания со стороны СМИ:

"У нас в стране эффективные чиновники представляют одну команду — команду президента. Проблема перестановок касается весьма ограниченного круга лиц, с которыми новым руководителям комфортно и привычно работать. Среднее и нижнее звено останется на местах.

Думаю, что и Володин, и Кириенко на новых местах заинтересованы в сохранении лучшего из того есть, с перемещением на ключевые позиции тех привычных в работе людей, которых вырастили они".

В свою очередь глава коммуникационного холдинга Minchenko Consulting Евгений Минченко в интервью порталу "Политаналитика" выразил убеждение, что череда кадровых перестановок еще не закончена.

"Думаю, что до конца года с высокой долей вероятности мы увидим изменения в правительстве, изменения руководстве крупных госкорпораций, изменения в правоохранительных органах, и продолжится перенастройка Администрации президента."

"Скоро мы увидим такие перестановки и в губернаторском корпусе. Например, "сливы" по поводу возможного ухода Полтавченко, уверен, появились неспроста. Кроме того, у нас есть целая плеяда губернаторов, у которых в течение этого года заканчивается срок полномочий, с того момента как они были назначены. Они при этом на досрочные выборы не выходили. А значит, у них есть риск уйти с постов", – считает Евгений Минченко.

"С точки зрения институтов, – продолжает эксперт, – мы увидим очевидный рост влияния парламента, как за счет прихода туда депутатов, выбранных по одномандатным округам, так и за счет прихода туда такого тяжеловеса как Вячеслав Володин с его большим политическим опытом. Я думаю, что часть того функционала, который был за ним в Администрации президента, будет за ним же сохранен и на его новой позиции."

Несомненно, спикеру Госдумы понадобятся люди, в которых он уверен, чьи деловые и личные качества позволят решать масштабные задачи. Проблема в том, что политическая система в России проходит через этап глубокой модернизации, чтобы сохранить и упрочить живую связь с постоянно меняющимся, усложняющимся обществом. В понимании проблемы – смысл последних кадровых решений.

Об этом размышляет политолог Алексей Чадаев:

"Так вышло, что я за долгие годы успел поработать и с Кириенко, и с Володиным. Могу подчеркнуть, что Володин это лучший в своем поколении политический коммуникатор, а Кириенко - один из лучших, если не лучший управленец. У первого задача сделать-таки, наконец, Думу местом для дискуссий, а у второго - отладить кадровую политику и текущее взаимодействие с губернаторским корпусом.

Многими уход Володина из Администрации Президента воспринимается и описывается как понижение, если не ссылка. С такой постановкой вопроса не согласен. Как-никак спикер нижней палаты занимает четвертый по Конституции пост в стране, в отличие от зама в АП, которая вообще конституционным органом власти не является.

Вместе с тем, понятно, что у Администрации есть своего рода "дубинка" – силовой и кадровый ресурс. В равной степени у правительства – ресурс финансовый: оно собирает налоги и распределяет бюджет. А что у парламента? Сомасштабен ли он первым двум центрам влияния? Есть ли у российской Госдумы свой козырь?

Несомненно, есть. Это сила общественного мнения. Но для этого нужно, чтобы парламент действительно представлял всю страну, а не только победившее большинство…

Общественное мнение – ресурс намного более сложный, чем деньги или "дубинка". Но ничуть не менее мощный, если он аккумулирован и направлен как следует. Но для этого, конечно, нужно совсем другое качество работы Думы, чем мы привыкли.

Это, конечно, воспринимается как вызов. Вот например: может ли глава профильного парламентского комитета (по образованию, культуре или промышленности) иметь такой же политический вес и влияние, как федеральный министр? В принципе может, но у нас такое незнакомо - не было никогда и никто так не умеет. Но вообще-то так и должно быть."

Так что желание Вячеслава Володина видеть вокруг себя знакомые лица не только объяснимо чисто по-человечески, но и весьма рационально со стратегической точки зрения, выдавая в нем ответственного управленца высшего звена, видящего цель и способного просчитать маршрут движения к ней.