ПАРИТЕТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РУКОВОДСТВА КОМИТЕТОВ СБАЛАНСИРУЕТ РАБОТУ НОВОЙ ДУМЫ

ПАРИТЕТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РУКОВОДСТВА КОМИТЕТОВ СБАЛАНСИРУЕТ РАБОТУ НОВОЙ ДУМЫ

26 сентября 2016 г. 13:36

Уверенно победившая на парламентских выборах "Единая Россия" провела генсовет, где окончательно сформировала состав фракции и определилась с кандидатами от партии на руководящие должности — для их утверждения еще предстоит подождать первого заседания 5 октября. Но уже можно не сомневаться, что председателем Госдумы станет Вячеслав Володин, пока занимающий пост первого замруководителя администрации президента, и чью кандидатуру предложил президент Владимир Путин и поддержал лидер партии Дмитрий Медведев. Должности зампредов должны сохранить секретарь генсовета Сергей Неверов, Александр Жуков и Владимир Васильев, новыми персонами в этом ряду могут стать председатель комитета по безопасности Ирина Яровая и телеведущий Петр Толстой. А всем единороссам предложено поделиться на пять фракционных групп.

При этом, несмотря на подавляющее большинство и возможность принимать решения фактически одной фракцией, "Единая Россия" уже выступила с предложением занять должности коллегам-соперникам. Единороссы предлагают уменьшить число комитетов с 30 до 26 за счет объединения дублирующих структур, из них по 5 комитетов предлагается возглавить членам КПРФ и ЛДПР, и 3 — эсерам. В этих фракциях сейчас готовятся выдвинуть своих кандидатов.

Доцент факультета государственного управления МГУ Александр Коньков позитивно оценивает публичность, которой придерживаются партии при обсуждении предстоящей работы нового состава парламента, а также обращает внимание на разумный неэгоистичный подход "Единой России" к формированию руководящего состава, который пойдет на пользу всем:

— Впервые почти сразу после избрания нового парламента, практически "с колес" начинается подготовка к первому заседанию палаты, и всего через две недели после подведения итогов выборов сразу же начинается работа. Нет времени на раскачку, на отдых после кампании, на кулуарные договоренности. Все делается сходу и в этой связи также следует отметить важный момент: все обсуждения конфигурации новой Думы проводятся публично - еще не состоялось первое заседание палаты, но уже с высокой вероятностью известно, кто ее возглавит. Кандидатуру предложил президент, премьер поддержал, и правящая партия, которая получила конституционное большинство, объявила о выдвижении.

То же самое касается кандидатур вице-спикеров, по крайней мере, от самой партии "Единая Россия". Уже за неделю до начала работы палаты вся страна знает, кто скорее всего будут заместители председателя палаты. Почти известна конфигурация по комитетам, в меру возможности они публично обсуждаются. Единственное, что не известно - какие именно будут сформированы комитеты, поскольку традиционно этот процесс приводится в соответствие с реальной законодательной потребностью каждый раз, как приступает к работе новый думский созыв.

Но известно, что партия "Единая Россия" будет предъявлять определенные требования к председателям комитетов с целью предотвратить потенциальные конфликты интересов, то есть чтобы избежать ситуаций, когда в руководстве комитетов могут оказаться люди, через бизнес или родственные связи заинтересованные в формировании тех или иных обстоятельств в сферах и отраслях, которые им предстоит законодательно регулировать. И это тоже позитивный результат проявления той публичности, с которой определяется конфигурация будущей Думы.

Уже известно, что фракция "ЕР" оставит половину комитетов оппозиционным партиям. Это также предложил президент, равноудаленный от всех политических сил. Несмотря на то, что он является основателем партии "Единая Россия", глава государства все-таки находится всегда над схваткой. И его инициатива заключается в том, чтобы "ЕР" не замыкалась в рамках возможностей, которые ей предоставляет конституционное большинство в парламенте, и не принимала решения сугубо самостоятельно.

В данном случае есть предложение закрепить паритетное распределение руководства комитетов - это создаст дополнительную систему сдержек и противовесов в ходе работы парламента. В дальнейшем, если будут возникать какие-то конфликтные ситуации, противоречия, это распределение будет определенным гарантом того, что партия власти не будет "окукливаться", замыкаться в самостоятельном процессе принятия решений, а вынуждена будет так или иначе обращаться, консультироваться, прислушиваться к мнению, которое будут высказывать альтернативные политические силы, представленные в парламенте.

Несомненно, внесут определенные изменения в работу Думы и одномандатники. В первую очередь, очень важно, что они позволили расширить партийное представительство. Понятно, не так значительно, не так широко, как хотелось бы каким-то самим политическим силам, которые не прошли по спискам. Но тем не менее, система одномандатных округов дала Думе представителей двух дополнительных партий, помимо четырех представленных в парламенте. Это партия "Родина"и партия "Гражданская платформа". Плюс прошел один самовыдвиженец, что тоже в определенной степени балансирует политический состав палаты, наиболее гибко приближая его к реальным политическим предпочтениям, которые существуют в российском обществе.

Кроме того, приход одномандатников безусловно делает парламент более чутким к представлениям непосредственно электората, проживающего в отдельных регионах, населенных пунктах, городах, селах. Депутатам необходимо будет прислушиваться в первую очередь к мнению граждан, которые персонально делегировали одномандатников в парламент, а уже во вторую очередь все-таки представлять свои политические силы в тех фракциях, в которых они будут состоять.