ОБНОВЛЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПРОХОДИТ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ

ОБНОВЛЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ ПРОХОДИТ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ

17 сентября 2016 г. 14:11
Накануне Единого дня голосования: выборов в Государственную Думу, десятки законодательных собраний регионов, а также в местные муниципалитеты председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский в развернутом интервью подводит итоги прошедшего электорального периода и политической реформе, которая прошла в России после предыдущих выборов 2011 года. В "день тишины" "Политаналитика" представляет заключительное предвыборное интервью федеральных экспертов:– Какие изменения в политсистеме в России в ходе реформы 2012-2013 годов вы выделили бы? – За последние пять лет в нашей политической и партийной системе и избирательном законодательстве изменилось много. Выборы 18 сентября важны потому, что серьезно изменившаяся, серьезно либерализованная система, в которой появились новые политические партии, новые принципы избирательно законодательства и другие изменение, эта система проходит серьезную проверку практикой, тестирование.Что изменилось и что важно. То, что была либерализованна сама партийная система, в 2011 году в России было всего 7 партий, а сейчас более 70. В 2011 только 4 партии могли участвовать в выборах автоматически, без сбора подписей. Сегодня в выборах в Госдуму участвуют 14 партий. В два раза больше по сравнению с общим количеством партий пять лет назад.Это значит, что система серьезно изменилась, стала более открытой. Теперь чтобы создать партию, не нужно прилагать каких-то серьезных усилий, достаточно всего 500 человек, и по большому счету, это все. Для того, чтобы автоматически участвовать в выборах в Госдуму, нужно соответствовать определенным квалификационным требованиям, но они тоже крайне либеральные и не обременительные. Если партия хотя бы в одном регионе провела хотя бы одного депутата в законодательное собрание, она получает возможность участвовать в федеральных выборах автоматически, и у большого числа партий была такая возможность, получить эту квалификацию за последние годы, и многие ей воспользовались. В 2011 трем партиям из семи пришлось собирать подписи.Еще один важный момент. У избирателей 5 лет назад было более узкое, если так можно сказать, "политическое меню". Как я сказал, существовало всего 7 партий, и они с трудом и далеко не полностью отражали весь идеологический спектр позиций и общественных интересов.Сегодня 14 партий, и они вполне заполняют весь идеологический спектр, каждый избиратель может найти политическую партию по своему вкусу, которая ему больше нравится с программных позиций, с точки зрения лиц, и так далее. Партийная система изменилась, качество партийной системы и с точки зрения тех политических предложений, которые могут сделать партии, и с точки зрения количества участников, оно принципиально более высокое, и делает легитимность системы заведомо выше.– Что бы вы еще отметили?– Другой важный момент, которые принципиален, когда мы говорим о выборах 18 сентября, это изменение избирательного законодательства. Если 5 лет назад избиратели голосовали только за партийные списки, то сегодня избиратель голосует по смешанной системе – и за партию, и за конкретного кандидата, в территориально округе, на территории которого человек проживает.Создано 225 территориальных одномандатных округов, в которых люди имеют возможность избрать своего представителя с конкретным именем. Это серьезное изменение законодательства и самого характера выборов. Когда выборы проходят только по партийным спискам, люди часто даже не знаю, за кого голосуют. Конечно, известны лидеры списка. Но мало кто знает тех, кто прячется на 5-6-7 местах, которые в итоге, позволяют им в этом вагончике доехать до Госдумы, особенно не прикладывая никаких усилий. Ведь можно записаться в этот список и ни разу за период избирательной кампании не встретиться со своими избирателями.Сейчас такое невозможно, просто потому, что половина парламента избирается по одномандатным округам, это совершенно другой тип выборов, это другой тип избирательной кампании. Кандидат, который выдвигается в округе, обязан идти к людям, идти встречаться с жителями района, поселка, города, идти на улицу, обсуждать местные проблемы. Те проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, и это обязывает иначе вести избирательные кампании сами партий. Это обязывает иначе вести кампании тех людей, которые находятся в списке. Потому что если вы будете просто махать партийным знаменем, но не будете разговаривать с людьми и слушать местную региональную повестку, не будете слушать , что люди хотели бы обсудить и что бы они хотят от своего представителя в Госдуме – это простое махание приведет к тому, что голосов партия не получит. Поэтому выигрывают на нынешних выборах тех, кто идет на улицу, к людям, те, кто готов быть представителем конкретного города, села, района в Госдуме.Смешанная система выборов лучше обеспечивает функцию парламента как представительного органа власти. Очень важно, что у каждого человека, села, поселка, города, будет в парламенте свой представитель. Вот это — действительно очень принципиальное изменение. И опять же, благодаря тому, что в новой Государственной думе будут одномандатники, будут представители конкретных территорий, конкретных округов — это, конечно, повысит статус Государственной думы в политической системе, повысит роль парламента в выработке и принятии решений, в том числе и в диалоге с исполнительной властью, в отстаивании и представительстве интересов людей, интересов территорий. Это действительно очень важное изменение.– Помимо этого, в этот же период был снижен проходной барьер. Почему было принципиально, опустить его с 7 до 5 процентов?– После того, как партийная система была серьезно либерализована и количество политических партий, которые сегодня существуют в стране, в 10 раз больше, чем в период предыдущих выборов, учитывая, что новым политическим партиям нужно время и дополнительная возможность для того, чтобы завоевать поддержку людей, чтобы проявить себя, чтобы доказать, что они состоятельны, логично было снизить и барьер для партийных списков до 5%. Чтобы партии имели больше шансов — в том числе новые, малые партии — на его преодоление и попадание в парламент по партийным спискам. Но одновременно тут играет важную роль и то, что все-таки изменилась избирательная система на смешанную. Это имеет большое значение и для развития партийной системы тоже. Потому что даже если та или иная политическая партия не получит 5% голосов на выборах (а не каждая партия может сходу, в первый же свой избирательный цикл добиться такого результата — это бывает, но бывает редко), у нее все равно есть шанс быть представленной в парламенте. Потому что ее представители, ее лидеры, могут пройти в парламент по одномандатным округам: 1, 2, 3 человека — неважно, потому что это значит, что эта партия будет представлена в парламенте. Это значит, что избиратели, которые голосуют за эту партию, будут иметь своих представителей в Государственной думе. И это очень серьезный момент, это повышает качество представительства в Государственной думе, потому что это означает, что даже если избирательный барьер по партийным спискам преодолевает 3-4-5 политических партий, но по округам могут пройти представители еще двух-трех-четырех. Это значит, что партийное представительство в Государственной думе будет намного более широким и, соответственно, намного более полным, чем только те партии, которые проходят по партийным спискам.Помимо общей федеральной кампании, еще идут 225 кампании в округах, многие их которых содержательные, конкурентные, в них сталкиваются конкретные кандидаты, разных партий, в некоторые округах конкурируют даже 3-4 кандидата. И исход в этих округах часто непредсказуем, и там порядка 50-60 округов, в которых невозможно сказать, кто победит, во многих из них представители оппозиции лидируют и скорее всего, станут победителями. Там конкуренция высока, мы чаще говорим про проценты у партий, но забываем, что одновременно идут кампании, которые очень содержательные и там борются отдельные люди, и они борются непосредственно на земле, обсуждают местную повестку, вопросы избирателей, которые их волнуют. Эта незаметная часть кампании, но она очень важна. Конкуренция в округах придает дополнительную интригу, и дополнительную легитимность.– Насколько, по-вашему, в ходе этих выборов, у партий были равные условия? Допустим доступа к эфиру, дебатам. – В целом, все 14 партий имеют равные возможности: участия в дебатах, у них есть возможность вести свою кампанию не только на федеральном уровне, не только через СМИ, но и вести ее в каждом регионе. Понятно, что политическая система, особенно когда возникают новые партии, является развивающейся.Какие-то политические партии еще молодые, у них может быть меньше опыта, возможностей, меньше интересных лиц. Есть партии с электоральной историей, с большой поддержкой, с большим опытом и умением. Важно, чтобы общие условия были для всех равны и справедливы, были открыты. Это обеспечено, а дальше – конкуренция между партиями.Скажу, что в этом году некоторые партии пытались, и вполне успешно, провели праймериз, заранее отобрали кандидатов, заранее обсуждали с избирателями, кто будет эту партию представлять на выборах. А кроме того заранее искать поддержку для своей программы и одновременно пытались найти в самих структурах гражданского общества тех кандидатов, которые может быть не являются членами партии, но могут прийти на выборы, на праймериз, могут попытаться выиграть партийные праймериз, и потом их выдвигали на выборах. Получается, что это кандидаты, за которых уже проголосовали люди, и как самовыдвиженцы хорошо представляют социальные интересы.Праймериз дают партии, проводящей их, серьезный толчок для кампании, позволяют, в том числе на старте завоевать поддержку части избирателей, привлечь в свой список новых людей, людей, представляющих общество, те или иные социальные группы.Возможно, в следующем электоральном цикле этой процедурой воспользуются многие партии. У них будет больше опыта, но уже сейчас ясно, что это работает. Поэтому закон создает равные возможности для всех. – Если говорить про дебаты, как они повлияли?– Важно, что в ходе этой кампании дебаты стали обязательными, и теперь в дебатах могу участвовать только сами кандидаты, а не какие-то другие доверенные лица, вплоть до артистов, которых можно было просто нанять.Это важная вещь, потому что это другой уровень политической культуры, дебаты – это не только конкуренция между партиями, это не только возможность проявить себя, показать себя, лучше донести свою программу. Обязательность участия в дебатах – это иной уровень уважения к избирателям. Это значит, что партия обязана идти к людям, обязана разъяснять свою позицию, обязана добиваться поддержки, доверия избирателей.Так что для всех участников созданы равные возможности, и создана конкурентная ситуация. Дальше вопрос в том, кто эффективнее, кто более убедителен для избирателя, кто способен донести свою позицию.– На этих выборах практически полностью упразднено досрочное голосование. Почему это сделано и почему это долго оставалось камнем преткновения?– Действительно, досрочное голосование минимизировано. Оно сохранилось, но оно касается только особых случаев, касается только труднодоступных местностей: у нас такие есть и там особые процедуры организации выборов должны быть. Но мы прекрасно понимаем, что раньше было очень много вопросов к досрочному голосованию. Эти процедуры сами по себе нормальны и должны создавать дополнительные возможности для избирателей проголосовать, какие-то дополнительные удобства, как это часто бывает, находятся люди, которые любят злоупотребить той или иной возможностью. И конечно, в этом смысле было очень много вопросов и недовольства, в том числе и по поводу злоупотребления административным ресурсом, какими-то технологиями, связанными с досрочным голосованием. И надо сказать, что в этих условиях, на мой взгляд, были приняты совершенно правильные решения со стороны Государственной думы и законодателей в целом: раз это вызывает определенные вопросы и, с другой стороны, раз уровень политической культуры у нас еще не такой высокий, чтобы злоупотребления были минимизированы, то имеет смысл это досрочное голосование сделать ограниченным, сделать его только там, где без этого невозможно обойтись. А в остальном, чтобы в избирательной процедуре даже возможность злоупотребления ей не просматривалась. Это делается по одной принципиально важной, ключевой причине: на выборах главное — это не проценты голосов, которые получают те или иные партии. Хотя это важно, это интересно, это обсуждают эксперты и политологи; в конце концов, от этого зависит расклад голосов в парламенте. Но, тем не менее, даже по сравнению с этим очень существенным результатом — конкретными процентами и количеством голосов — наибольшее значение имеет все-таки общая легитимность выборов, общее доверие к тому результату со стороны всех участников избирательного процесса, со стороны самих избирателей, со стороны наблюдателей. И вот это доверие к результату выборов — это ключевая вещь. Потому что, если его нет, то парламент — как бы там ни разложились проценты — не сможет полноценно работать, не сможет принимать важные, ответственные, необходимые решения, которые могут опираться только на голоса избирателей, а значит — на доверие общества. Поэтому первое, что важно на выборах — это не проценты, а доверие к результату в целом.Все политические силы главным в первую очередь заинтересованы в том, чтобы легитимность избирательных процедур, а значит, и доверие к результату голосования, была обеспечена. В этом смысле решение минимизировать досрочное голосование, чтобы не было даже соблазна каких-либо злоупотреблений — это было абсолютно правильное и логичное решение.Так что возможные злоупотребления минимизированы. Еще один важный фактор – ЦИК обновил свой состав. И новый ЦИК работает профессионально, аккумулирует и немедленно реагирует на все нарушения. За счет этого доверия к работе комиссии велико.– А как бы вы охарактеризовали ситуации с нарушениями на этих выборах?– Всегда на выборах идет политическая борьба, поэтому всегда есть какие-то вопросы, претензии одних кандидатов к другим. Зачастую происходит провоцирование скандалов, когда кто-то пытается благодаря искам, крику завоевать себе очки и популярность. Это есть всегда. Но важно другое, являются ли все эти вещи, что называется, основным содержанием кампании, тем, что все обсуждают больше всего, или это отдельные случаи, это периферия избирательной борьбы, и в центре какие-то другие содержательные вопросы и обсуждение конкретных проблем.Конечно, есть какие-то шероховатости, конфликты, но их немного. И главное, что когда они возникают, надо отдать должное ЦИКу, все это анализируются, рассматривается, реальные конфликты пресекаются. Там где конфликт используется как политическая технология, там, где существуют попытки скандализировать выборы для того, чтобы как-то раскрутить себя, ЦИК и другие участники выборов четко фиксируют это. И поэтому важно, что в ходе этой кампании возникает очень мало вопросов к легитимности выборов, это хорошо, потому что доверие к кампании, также как и доверие к результатам выборов – это ключевой момент демократии.