ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЕ ОТРАЖАЕТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В СЕТИ И МОБИЛИЗУЕТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ШТАБЫ

ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЕ ОТРАЖАЕТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В СЕТИ И МОБИЛИЗУЕТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ШТАБЫ

16 сентября 2016 г. 15:09

Предвыборная кампания по выборам депутатов нового созыва Государственной Думы подошла к своему логическому финалу — уже в воскресенье все расставит по местам голосование. Агитация завершилась, все ставки сделаны, в том числе, и прогнозы на результаты. Так, портал Депутат-Клуб завершил онлайн-голосование по одномандатным избирательным округам, которое можно считать виртуальным опросом избирателей. Оказалось, что в абсолютном большинстве округов ожидается напряженная высоконкурентная борьба, но уже сейчас можно выделить победителей или двух кандидатов, которые поборются за итоговое первое место. Ранее подобный опрос проводился перед праймериз “Единой России” и показал свою точность по итогам реального голосования.

“Политаналитика” представляет интервью из серии, посвященной предвыборной кампании. Насколько можно доверять прогнозам, в том числе, онлайн-голосованию, как оно соотносится с реальной кампанией, и какое будущее у подобных виртуальных процедур — рассказывает политолог Алексей Чадаев.

“Политаналитика”: Депутат-клуб завершил голосование. Насколько этот фактически интернет-опрос способен отразить реальные результаты, которые нам предстоит увидеть по окончании выборов?

А.Чадаев: Со своей политтехнологической колокольни скажу – многие штабы кандидатов следили за тем, что там (на портале Депутат-клуб – прим. ред.) происходило, какие позиции у кандидатов или партий, и в какой-то момент, когда их результат не устраивал, развивали бурную активность. Но это тоже хорошо, это мобилизует штабы. Безусловно, это индикатор, который способен передать пропорциональное соотношение сил на электоральном поле. И он точно отражает положение дел в интернете, какое количество деятельного сетевого актива, вовлеченного в информационные процессы, выступает за того или иного кандидата или партию.

ПА: Каковы различия между интернет-аудиторией и теми избирателями, которые голосуют на выборах?

А. Чадаев: Первое. В сетевых опросах голосует не просто интернет-аудитория, голосует политизированная часть интернет-аудитории, то есть, актив. Обсуждаемое нами исследование проводилось в рамках именно этой среды и этой группы. Это очень много объясняет в существующих различиях в голосовании. Это не просто интернет-пользователи, а та часть, которым не лениво нажать на кнопку, зайти на сайт, посмотреть на кандидата, поставить галочку, это очень специальная группа аудитории.

Чем важна эта группа: социологи традиционно делят электорат на “молчащих” и “говорящих”. Те, кто голосуют на этих сайтах, – это говорящие, люди, которые как минимум обладают позицией в некоторой референтной группе. Пусть, может быть, и не очень большой для кого-то. В этом их ценность.

ПА: Авторы проекта Депутат-клуб не исключают, что уже в следующем электоральном цикле некоторые процедуры голосования перейдут в виртуальный формат. Насколько это действительно возможно?

А. Чадаев: Я считаю, что не просто возможно, а неизбежно, поскольку то, как сейчас технически устроены процедуры голосования - это позапрошлый век. Мы научились электронные деньги идентифицировать посредством банковских карточек, разных пин-кодов и так далее, и не можем решить, например, технический вопрос идентификации личности в Сети?

Все претензии к процедуре проистекают именно из-за ее архаичности: нужно прийти, установлены урны, тети сидят, в домовой книге тебя найдут, что ты тут проживаешь, подпись поставить.

Но в сфере электронных платежей решили эту проблему, а там может идти речь об обращении очень больших денег, но сложностей уже нет. Так что я не вижу неразрешимых проблем с тем, чтобы точно так же было с электронным голосованием. Надо только поднапрячься и решить технические проблемы.

ПА: Какие именно процедуры можно трансформировать в сетевой формат? Регистрация, какие-то моменты кампании, голосование?

А. Чадаев: Процедуру регистрации кандидата точно можно было бы сделать онлайн, прямо на сайте заполняешь анкету, верифицируешь данные, тебя проверяют по каким-то базам, и все, ты – кандидат.

Сбор подписей: вся история – пускать чужого человека в подъезд, или на пикетах мерзнуть — зачем это? Можно “электрифицировать”, причем так, чтобы каждый мог проверить, действительно ли этот человек поставил подпись, включая самого человека, что его подпись именно там, где нужно, - это можно сделать открыто, прозрачно и доступно.

Это навскидку, я не говорю пока про саму процедуру голосования.

ПА: Возможно ли на данном этапе подытожить пока еще небольшой, с точки зрения временного интервала, опыт онлайн-голосования, приобретенный в рамках проекта Депутат-клуб?

А. Чадаев: Депутат-клуб релевантно отражает, что, как и в целом в ходе нынешней предвыборной кампании, максимальный интерес был проявлен именно к одномандатникам. Как ни странно, депутаты-одномандатники – для нас это новая сущность, которых не было на прошлых выборах, но именно эта история оказалась самой популярной и востребованной, и основные рейтинговые битвы проходили именно там. Это тоже интересный показатель, который бы я хотел отметить.