ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДНОМАНДАТНИКОВ В ДУМУ ПОВЫСИТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ЕЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДНОМАНДАТНИКОВ В ДУМУ ПОВЫСИТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ЕЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ

14 сентября 2016 г. 15:21

Одномандатники могут стать целой “корзиной яблок раздора” в новой Думе. Уже сейчас некоторые выступают с инициативой обязать их создавать объединение или вступать во фракции, для чего придется пересматривать регламент нижней палаты и закон о статусе депутата. Высказываются даже предположения, что “беспартийных” депутатов, выбранных по одномандатным округам, попытается прибрать к рукам “Единая Россия”, которая постарается максимально организовать новичков. Но все же, скорее всего, часть новоизбранных депутатов не захочет присоединяться к фракциям и им нужно дать возможность самоорганизоваться, а также получить все права членов фракций, в том числе право голоса в Совете Думы, выдвигаться на посты зампредов и председателей комитетов.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский специально для "Политаналитики" объясняет, что основное внимание должно уделяться не организационным вопросам в работе Думы, а предстоящей активизации работы на территориях — это и есть главное, что должны привнести одномандатники в деятельность нового состава парламента:

— Я не вижу каких-то проблем, связанных с предстоящим возвращением одномандатников в Госдуму. Практически все, или просто все, кто выиграет выборы в округах, принадлежат определенным партиям и будут включаться в работу соответствующих фракций. Учитывая то, что в большинстве округов на победу со всеми основаниями претендуют кандидаты “Единой России”, то одномандатники, выигравшие выборы в качестве кандидатов ЕР, естественным образом вольются в партийную фракцию. С партийной и организационной точек зрения здесь проблемы нет. Конечно, если фракция будет большой, то она может делиться для решения организационных задач на подгруппы, как было в предыдущем созыве, но это организационный вопрос, практика решения которого существует.

А что касается нескольких кандидатов, которые выиграют выборы, представляя непарламентские партии, то, в сущности, некоторые из них будут примыкать в ЕР, как я понимаю. Но им в любом случае нужны будут точки соприкосновения с теми или иными партиями, потому то в противном случае эти депутаты рискуют оказаться на положении маргиналов-заднескамеечников, в чем они не заинтересованы. Этот вопрос не является крупным вопросом в позиционировании будущей ГД, и я полагаю, что депутаты от малых партий найдут себе союзников в лице крупных партий, и фактически вольются в состав их фракций. Конечно, можно остаться одиночками, но это бессмысленно: выиграв в округе и не занимая никаких позиций в Думе, они просто утратят свой политический капитал и доверие со стороны избирателей.

Более серьезной может оказаться проблема включения одномандатников в деятельность комитетов, в парламентскую работу в целом. Поскольку ожидается обновление депутатского корпуса, то может возникнуть вопрос некоторой нехватки профессионального опыта новичков, не в плане предыдущей деятельности, а с точки зрения навыков работы в федеральном парламенте. Но эту проблему смягчает то, что многие новые депутаты будут достаточно опытными политиками в самих регионах, и очень многие из них являются депутатами региональных заксобраний и муниципальных собраний, поэтому здесь все не так страшно, опыт парламентской работы на региональном и муниципальном уровне у них неплохой, все будет не в новинку.

Будут ли организованы в Думе своего рода “курсы молодого бойца” для тех, кто впервые станет депутатами, может быть, какие-то обучающие мероприятия для будущего состава, учитывая его обновление и учитывая обновление, которое произойдет во фракции ЕР, - полагаю, что подобные мероприятия должны пройти. Но это не обучение с нуля, достаточно будет пройти условные курсы повышения квалификации, и дальше уже приступить к парламентской работе на федеральном уровне.

Соответственно, потребности в существенном пересмотре закона нет. В конце концов, если вспоминать историю ГД: смешанная система использовалась для большинства созывов, был перерыв, сейчас просто возвращаемся на круги своя. Нужно ли для этого радикально пересматривать закон? Вряд ли. Какие-то небольшие регламентные корректировки могут понадобиться, но я затрудняюсь сказать, какими они должны быть.

Один из моментов, который как раз был важен для предыдущих созывов, состоял в том, чтобы заставить депутатов-списочников работать на территории. Закон предусматривал, что депутат, избираясь по списку, тем не менее, несет ответственность за определенный регион и обязан в этом регионе регулярно бывать и проводить встречи, для это и была организована работа Думы, когда в конце каждого месяца есть неделя для поездок на территорию.

Сейчас во многом эта проблема снимается, потому что депутаты-одномандатники по определению обязаны работать на своей территории. Вряд ли подобные нормы нужно сейчас исключать из законодательства, но сама работа будет вестись непринужденно, потому что избранные от округов не могут не работать в своем округе. Но должны сохраниться какие-то законодательные нормы, обязывающие депутатов-списочников или одномандатников каждый месяц отправляться для работы на свои территории.

Поэтому здесь изменений тоже никаких не требуется, возвращение одномандатных округов позволит активизировать работу на территории, которая в предыдущих созывах велась, но не так интенсивно, как хотелось бы.