ПРЕДВЫБОРНЫЙ РАСКЛАД: СР НА ПОРОГЕ ВЫХОДА ИЗ ДУМЫ, ЛДПР СТАВИТ ВСЁ НА ВТОРОЕ МЕСТО, ГУБЕРНАТОРЫ В НАПРЯЖЕННОМ ОЖИДАНИИ

ПРЕДВЫБОРНЫЙ РАСКЛАД: СР НА ПОРОГЕ ВЫХОДА ИЗ ДУМЫ, ЛДПР СТАВИТ ВСЁ НА ВТОРОЕ МЕСТО, ГУБЕРНАТОРЫ В НАПРЯЖЕННОМ ОЖИДАНИИ

13 сентября 2016 г. 16:35

До выборов в Госдуму седьмого созыва остается меньше недели. В преддверии голосования в экспертном сообществе продолжаются попытки спрогнозировать возможный исход волеизъявления и предугадать, кто окажется в обновленной нижней палате. И если, по данным последнего опроса, "Единая Россия" прочно укрепилась на лидирующих позициях, то остальные парламентские партии отстают с большим отрывом. Наиболее сложная ситуация у эсеров, которые, по мнению политологов, фактически балансируют на грани вылета из Думы.

ЛДПР, напротив, удалось закрепиться на втором месте в рейтингах электоральных предпочтений населения. Не исключено, что свою роль сыграл ранний старт избирательной кампании и активная последующая работа. К слову, агитация обошлась либерал-демократам весьма дорого: судя по предвыборному отчету партий, затраты структуры Жириновского превысили 520 миллионов рублей, причем большая часть ушла на подготовку печатных материалов.

Между тем, внимание аналитиков и СМИ приковано и к работе губернаторов: далеко не все оказались активно вовлечены в предвыборную кампанию. Впрочем, исходя из списков, которые были подготовлены экспертами, многие главы регионов все же участвовали в формировании предвыборной повестки и поддерживали партию власти. Но были и те, кто без четких указаний из федерального центра решили отстраниться от этого рода активности. В результате картина вовлеченности губернаторов в кампанию по стране оказалась весьма неравномерной.

"Политаналитика" продолжает публиковать ежедневные интервью о ходе кампании с ведущими российскими политологами и экспертами. Расстановку сил на политическом поле прокомментировал доцент факультета государственного управления МГУ Александр Коньков.

Политаналитика: "Справедливая Россия" находится буквально на грани вылета из Госдумы, утверждают политологи, основываясь на последних социологических исследованиях. Так ли это и в чем фатальная ошибка партии?

А. Коньков: Такого рода прогнозы справедливы. В целом, традиционные партии левого фланга, к которым относятся КПРФ и СР, в ходе этой избирательной кампании демонстрируют кризис, связанный с атакой новых, показавших себя на региональных избирательных кампаниях малых партий, таких, как "Партия пенсионеров", "Коммунисты России", "Родина" и ряд других. Это те партии, про которые на федеральном уровне услышали впервые. И в этом плане, с учетом популистской активности, они понемножку отрезают голоса в свою пользу, в первую очередь от КПРФ и СР. И СР как партия, которая действительно все предыдущие годы медленно, но верно теряла свои позиции в различных рейтингах, стала первой, перед кем встала угроза не преодолеть пятипроцентный барьер.

Главная ошибка партии в том, что она так и не смогла в эту кампанию продемонстрировать какую-то новизну. Эсэрам слишком спокойно было чувствовать себя устоявшейся политической силой, которая, однако же, пока не демонстрирует способность адекватно реагировать на актуальные вызовы.

ПА: ЛДПР лидирует по масштабам расходов на нынешнюю избирательную кампанию, а "Яблоко" и Партия Роста обогнали КПРФ. Неужели ЛДПР использует самые дорогостоящие избирательные технологии, и как бы Вы в целом оценили нынешнюю кампанию по уровню затрат?

А.К.: ЛДПР действительно в этом году показывает интересную кампанию. Это связано, в том числе, с теми ресурсами, которые они затрачивают по всей стране во всех избирательных округах. Я бы это связал с позицией самого Владимира Жириновского, которому, конечно, все мы желаем крепкого здоровья и всяческих успехов, но ему 70 лет и понятно, что партия, которая все годы своего существования держится исключительно на личности своего руководителя, рано или поздно столкнется с определенными трудностями естественного характера. В этом ключе то, что в нынешней избирательной кампании ЛДПР показывает своего рода последний решительный бой, в какой-то степени проявляется и то, что все возможные ресурсы, которые есть у партии, были задействованы, чтобы создать заделы, которые нужно будет использовать в последующих избирательных кампаниях.

То, что нынешняя кампания проходит в новых условиях для всех игроков, впервые проходит не в зимний сезон, тоже связано и с иной логикой существования электората, и партийных действий. Поэтому, конечно, в этом ключе потребовалась перегруппировка партийных ресурсов, которые прежде партии могли перераспределять между осенней кампанией на региональных выборах — в заксобрания, на уровне городов, мэров, в городские советы — и, соответственно, откладывать определенную часть ресурсов на ключевую кампанию, которая должна была проходить зимой, в декабре.

Сейчас появилась возможность эти расходы совместить и единовременно получить определенный синергетический эффект от того, что те очередные региональные и муниципальные кампании, которые проходят в этом году и требуют определенных ресурсов, совмещены с ключевой федеральной кампанией. Поэтому, конечно, можно видеть увеличение расходов.

Плюс к этому можно добавить про рост ресурсов, не связанный с тем, что на фоне государственного финансирования партий сами избирательные кампании федерального уровня стали реже — они проходят уже не раз в 4, а раз в 5 лет, что позволяет концентрировать больший объем средств, которыми обладает партия. Ну и плюс все экономические сложности и ограничения, которые существуют в целом в России, не могут не отразиться и на политической динамике тоже.

ПА: Как отмечают наблюдатели, вовлеченность губернаторов в думские выборы оказалась неравномерной и даже низкой, если говорить конкретно о кампании "Единой России". Чем это можно объяснить и какие способно повлечь последствия для самих губернаторов?

А.К.: Нынешняя федеральная кампания отличается снижением числа так называемых "губернаторов-паровозов", то есть, гораздо меньше губернаторов задействовано в самом предвыборном списке. И с другой стороны, новшество текущего избирательного законодательства заключается в том, что участвовать в агитации за те или иные партии могут исключительно те люди, которые сами являются кандидатами в депутаты. И в этом ключе перед губернаторами, которые сами не ведут списки, не являются “паровозами”, стоит достаточно непростая политическая задача: губернатор, который, безусловно, несет политическую ответственность за позиции партии власти на его территории, должен так или иначе определенным образом участвовать в кампании, но при этом законодательный запрет на агитацию заставляет быть осторожным и искать какие-то иные пути. И в конечном счете не находить их. Таким образом, пытаясь пролезть между Сциллой и Харибдой, какие-то губернаторы оказываются более осторожными, и этим можно объяснить их позиции в рейтингах, отражающих активность в ходе кампании.