ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫБОРОВ ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ МЕНЯЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ РОССИИ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫБОРОВ ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ МЕНЯЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ РОССИИ

9 сентября 2016 г. 15:40

Прошедшая 8 сентября конференция "Россия: дорога к выборам 2016" собрала на своей площадке ведущих отечественных и зарубежных политических экспертов. В развернувшейся жаркой дискуссии специалисты раз за разом обращались к теме специфики предстоящих федеральных и региональных выборов. Фактором, во многом определяющим текущую предвыборную кампанию, по мнению участников мероприятия стало возвращение депутатов - одномандатников.

Особенности текущей предвыборной кампании, ее социологические тенденции и вероятные прогнозы исхода выборов 18 сентября – эти и другие темы обсуждали ведущие российские и зарубежные политологи, социологи и журналисты в рамках конференции "Россия: дорога к выборам – 2016". Мероприятие организовано фондом ИСЭПИ совместно с аналитическим центром "Rethinking Russia". Более тридцати российских и международных экспертов проследили путь развития отечественной политической системы, который она прошла за последние пять лет, и сравнили с зарубежным опытом.

Важным тезисом конференции стало повышение политического веса парламента в итоге электоральной реформы 2011–2015 гг. Как пояснил председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, "рост влияния парламента будет происходить в том числе и потому, что на этих выборах, впервые с 2003 года, избиратели будут избирать своих депутатов не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, это значит, что каждый город, поселок, село, микрорайон будет иметь своего конкретного депутата в Госдуме, который будет представлять интересы избирателей, защищать, отстаивать, в том числе в диалоге с правительством, с исполнительными властями".

Тема одномандатных округов стала одним из главных сюжетов экспертной дискуссии. Ей была отведена треть конференции. По мнению экспертов, именно одномандатные округа стали полем наиболее интенсивных политических баталий выборов 2016. "Каждый одномандатный округ — это битва. Причем, битва не абстрактных политических партий, а конкретных кандидатов, конкретных личностей, где они идут к избирателям непосредственно во дворы, на улицы. И на сегодняшний день в одномандатных округах очень много интересных баталий, исход которых не предопределен. Из 225 округов на сегодняшний день как минимум в 50-60 округах исход выборов неочевиден. Это означает, что четверть округов предельно конкурентны и победитель неясен. И мне кажется, что это очень важная и, может быть, самая интересная интрига выборов. Ну и, с другой стороны, показатель того, что выборы проходят в очень напряженной и конкурентной борьбе" — отметил в своем комментарии СМИ Дмитрий Бадовский.

Схожую проблематику затронул политолог Алексей Чадаев уже в ходе конференции. Эксперт подтвердил, что основная конкуренция на предстоящих выборах идет именно в одномандатных округах: "Кампания одномандатников в ГД оказалась наиболее конкурентной и наиболее ресурсоемкой из всех, привлекла наибольшее внимание политического класса и наибольшее количество ресурсов. То, что старые партии сохранили позиции – это прямое следствие того, что у них есть много сильных одномандатников, а у новых партий их почти нет". В своем докладе Чадаев также обратил внимание коллег на специфику предвыборных процессов в мажоритарных округах: "там, где есть сильные одномандатники, очень видно стремление оказаться, что называется, в хвосте кометы. Сесть на хвост сильному, популярному одномандатнику - это излюбленная стратегия региональных депутатов. Но я видел разные ситуации: и когда депутаты-одномандатники "отбояривались" всеми силами, и наоборот, когда регионалы не хотели сшиваться".

Переход от теоретических вопросов к "практике" наметил доклад директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко. Он сравнил предстоящие выборы с электоральной кампанией в Конгресс США 2014 года: "ЕР повторила ту победную стратегию, которую реализовала Республиканская партия на выборах в Конгресс США в 2014 году, мы это назвали "технологические клещи". <…> Они ушли на уровень очень приземленных, конкретных местных проблем. В случае с США Демократическая партия, которая пыталась оперировать глобальными, содержательными вопросами, и в случае с Россией, где точно такой же стратегии пытаются придерживаться кандидаты от оппозиционных партий, получилось, что они со своей общегуманитарной повесткой оказались охвачены этими "технологическими клещами" – с одной стороны, мощная общенациональная повестка, с другой стороны - привязка к местной проблематике и максимальное приземление".

Не менее важное место в дискуссии было отведено обсуждению конкретных кейсов. Так, член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Дмитрий Гусев предложил оригинальную практическую классификацию одномандатных округов: "В июле, когда все кандидаты были выдвинуты, мы сделали экспертную оценку их возможностей, и выделили 44 "горячих" одномандатных округа. Их разбили на категории – очень "горячие", где предстояли серьезные битвы, средней "горячности", и те, которые могут остыть – может состояться "договорной матч", где-то кандидатов могут не зарегистрировать". Иной видение предложил директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов: "Праймериз не только помогли партии власти, но и показали ее оппонентам потенциально уязвимые места, где можно поработать. <…> Именно в свободных округах разворачивается вся конкуренция и непредсказуемость. На это есть ряд причин. С одной стороны это КПРФ, которая не довольствуется только тремя свободными округами, которые достались партии, но и старается захватить чужие. Это и в Подмосковье (округ ЛДПР) и Москва (округ Митволя). КПРФ, как вторая партия, в значительной части свободных округов может вмешаться в распределение исхода".

Подробно остановился на ситуации в одномандатных округах в Москве политолог Игорь Бунин: "Механизм достаточно простой. В Москве 30-35% избирателей — это лоялисты. В одномандатных округах самое главное — установить некую идентичность между кандидатом и лояльным избирателем Единой России. Единая Россия и кандидаты в одномандатных округах в Москве уже выступают с очень большим преимуществом, потому что здесь очень сложно создать противоположный полюс из-за раздробленности электората. А у них есть конкурентное преимущество — сразу есть электорат, готовый голосовать за Единую Россию. В остальных случаях задача заключается в том, чтобы лояльный электорат признал конкретного кандидата".

Выборная кампания в одномандатных округах стала также площадкой испытания новейших электоральных технологий электронной демократии. Директор Международного Института Новейших Государств Алексей Мартынов представил доклад о предварительных результатах работы интернет-проекта "Депутат-Клуб", где можно выразить поддержку своему кандидату на выборах онлайн: "На сегодняшний день статистика по одномандатным округам: "Единая Россия" в интернете набирает 129 округов, КПРФ — 27, "Родина" — 14 (в интернете она более активна, чем в жизни), "Справедливая Россия" — 18, Патриоты России — 9, Зеленые — 9, Партия Роста — 5, "Яблоко" — 5. Удивительно низкая активность у ЛДПР, не знаю почему — 4 первых места. Гражданская платформа — 2, 2 первых места с небольшим отрывом у ПАРНАСа, один самовыдвиженец. Есть еще 10 дней, и я думаю, что будет очень активное голосование — по крайней мере, более активное, чем в течение месяца".

Говоря о перспективах электронной демократии в России, политолог отметил, что "все равно к этому придем. Многие страны мира к этому пришли, в той или иной степени. Здесь, безусловно, всегда будет оставаться вопрос анонимности голосования или идентификации того человека, который голосует, и качества в ущерб анонимности, пока эту проблему никто не решил. Но, тем не менее, я думаю, что эти технологии все больше будут применяться и у нас. Поэтому пока какие-то глобальные выводы делать рано, но думаю, что в конце октября - начале ноября мы выпустим доклад под названием "Интернет и выборы", где свои соображения по этому поводу изложим и обязательно отправим в ЦИК для изучения, может быть, этот опыт будет полезен".

Важным выводом конференции стало определение места одномандатников в подвергшемся масштабной реформе российском демократическом процессе. Свое определение предложил и политолог Алексей Чадаев: "Как понятно уже сейчас, роль депутата-одномандатника – это роль коммуникатора между центром и регионом, между жителями и властью, даже внутри того же самого региона. То есть, это тот, кто запускает барахлящие у нас обратные связи. Чем лучше работают механизмы такой связи, причем не только в ходе кампании, но и после нее, тем больший политический вес у одномандатника".