РОЛЬ И ВЕС ГОСДУМЫ В ПОЛИТСИСТЕМЕ РОССИИ ПОСЛЕ ЭТИХ ВЫБОРОВ ПРОДОЛЖАТ РАСТИ

РОЛЬ И ВЕС ГОСДУМЫ В ПОЛИТСИСТЕМЕ РОССИИ ПОСЛЕ ЭТИХ ВЫБОРОВ ПРОДОЛЖАТ РАСТИ

8 сентября 2016 г. 14:03

Особенности текущей предвыборной кампании, ее социологические тенденции и вероятные прогнозы исхода выборов 18 сентября – эти и другие темы обсуждают ведущие российские и зарубежные политологи, социологи и журналисты в рамках конференции "Россия: дорога к выборам – 2016". Мероприятие организовано фондом ИСЭПИ совместно с аналитическим центром "Rethinking Russia". Эксперты проследили путь развития отечественной политической системы, который она прошла за последние пять лет, и сравнили с зарубежным опытом.

Председатель Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский в ходе дискуссии обратил внимание на то, что все изменения в избирательной и партийной системе уже однозначно приведут к повышению роли парламента и доверия к его работе — независимо от избранного состава:

— На текущий момент логично подвести предварительные итоги кампании, которые уже есть, и главное — оценить, какую эволюцию проделала российская политическая система за последние 5 лет между выборами 2011-го года и теми, что будут 18 сентября: как развивались политические институты, партийная система, какое новое качество политической системы, политических институтов за это время накоплено, и то, как будет развиваться ситуация дальше, после выборов. Сейчас, даже до результатов голосования, уже очевидно, что роль ГД, вес парламента в политической системе после этих выборов будет продолжать расти, и это очень важно, это усиливает политическую систему в целом. Такой рост влияния парламента будет происходить в том числе и потому, что на этих выборах, впервые с 2003 года, избиратели будут избирать своих депутатов не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, это значит, что каждый город, поселок, село, микрорайон будет иметь своего конкретного депутата в ГД, который будет представлять интересы избирателей, защищать, отстаивать, в том числе в диалоге с правительством, с исполнительными властями. Все это очень важно и системно усиливает роль парламента, и, соответственно, повышает качество политической системы.

Если в целом охарактеризовать кампанию, то, конечно, главный вердикт вынесут избиратели, когда придут на участки 18 сентября. Но уже сейчас понятно, что кампании оказалась конкурентной, все-таки 14 партий, в 39 регионах выборы в заксобрания, и если посчитать с учетом этого, то как минимум, хотя бы в одном регионе сейчас на выборах в региональные парламенты участвует 29 политических партий. Конкретно измеряемый результат: в 2011 году у нас было вообще 7 партий, а сейчас активно 29, на том или ином уровне – федеральном или региональном. Это довольно хороший показатель роста открытости политической системы, ее конкурентности. Мне кажется важным, что в ходе этой избирательной кампании не ощущается какой-то зацикленности участников на процентах, понятно, что все стремятся к победе, но все стремятся и к тому, чтобы результаты вызывали доверие в обществе, это важный элемент этой кампании.

Как будет дальше меняться число партий — посмотрим, может снизится, может нет. Сейчас 29 активно участвуют в этой кампании, какие-то малые партии могут вступать в альянсы с более крупными, фактически, призывать своих сторонников поддерживать те или иные более крупные партии. В ходе этой кампании многие так и сделают, кто-то из малых партий призывает голосовать за "Яблоко", кто-то за ЕР, кто-то за других участников кампании. Что будет дальше – это вопрос того, как для себя будут видеть будущее сами малые политические партии. Здесь ничего не предопределено, количество может уменьшаться или увеличиваться, главное – что как не было, так и нет проблем с тем, чтобы создать партию. Для этого нужно всего 500 человек, и дальше что называется “в добрый путь”. Это принципиально важный момент: не сколько в системе в тот или момент действующих партий – а каковы правила игры. И это главный показатель открытости партийной системы.

Всегда интересно наблюдать за регионами. Понятно, что всех в первую очередь интересует, что будет в той же Москве — это всегда интересно. Что будет в других важных политических центрах: в Свердловской области, в Санкт-Петербурге, как проголосует Иркутская область, где губернатор — коммунист.

Но мне, если честно, более интересно на сегодняшний день следить за тем, что происходит в одномандатных округах. Потому что каждый одномандатный округ — это битва. Причем, битва не абстрактных политических партий, а конкретных кандидатов, конкретных личностей, где они идут к избирателям непосредственно во дворы, на улицы. И на сегодняшний день в одномандатных округах очень много интересных баталий, исход которых не предопределен. Из 225 округов на сегодняшний день как минимум в 50-60 округах исход выборов неочевиден. Это означает, что четверть округов предельно конкурентны и победитель неясен. И мне кажется, что это очень важная и, может быть, самая интересная интрига выборов. Ну и, с другой стороны, показатель того, что выборы проходят в очень напряженной и конкурентной борьбе.

Что касается нового состава Государственной думы, то свое решение 18 сентября вынесут избиратели, прогнозы можно строить разные. Мы знаем, что на эту тему выпускаются и разнообразные доклады, и сегодня на конференции аналитики выступают, и данные социологических опросов есть, но все-таки на сегодняшний день мы видим 85% и даже, может быть, более российских избирателей выбирают 4 парламентские партии, “большую четверку”, которые лидируют по рейтингу. Что касается малых партий, то нельзя исключать, что кто-то на финише совершит серьезный бросок вперед и сможет “на ленточке” вырвать серьезный результат. Но на мой взгляд, скорее всего пятипроцентный барьер — на сегодняшний день, по крайней мере — преодолевают только 4 нынешних парламентских партий. Другое дело, что, благодаря тому, что политическая система стала более открытой, в том числе благодаря выборам по одномандатным округам, малые партии проведут реально своих представителей через эти округа. И нельзя исключать, что в будущей думе, соответственно, будут представители как минимум четырех-пяти малых партий. Я думаю, что это неплохой результат, это реально увеличит и расширит партийное представительство в Государственной думе, и это тоже будет способствовать усилению роли парламента и доверию к его работе.