ДЛЯ УСПЕХА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ КАНДИДАТУ НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ НА РЕШЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

ДЛЯ УСПЕХА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ КАНДИДАТУ НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ НА РЕШЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

2 сентября 2016 г. 15:03

Федеральная кампания на выборах в Госдуму все больше принимает региональный оттенок. В тех субъектах, где пройдут совмещенные выборы, региональные интересы становятся наиболее приоритетными.

Особенно это заметно по агитации "Единой России": цельной кампании у правящей партии практически нигде не получается. СМИ сообщили о фактическом провале федеральной кампании в Свердловской области, где местное отделение сделало основной упор на избрание кандидатов в Заксобрание. Всплывает много и других фактов превалирования местного интереса над указаниями, поступающими из федерального центра.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев в рамках ежедневного интервью "Политаналитики" о ходе подготовки к выборам объяснил, что никакого противоречия, как отмечают некоторые СМИ в подобном тренде нет. Многоуровневые выборы диктуют необходимость сращивания повесток и упор на местные проблемы.

Политаналитика: Можно ли говорить о том, в ходе кампании усиливается региональная повестка?

К. Калачев: Не только региональная, но и местная. С учетом тех изменений, которые произошли в нашей выборной системе. Появление кандидатов-одномандатников диктует необходимость апелляции к местной, региональной повестке. То же самое диктует и необходимость сшивки кампании в Госдуму и заксобрания. В этом году как никогда много кампаний в региональные ЗС, и партии, которые хотят добиться успеха, должны уметь сочетать федеральную, региональную и местную повестки.

Кандидаты, которые хотят избираться, должны быть полезны и результативны, они должны демонстрировать избирателям, что кандидат-одномандатник – это, в первую очередь, представитель конкретной территории и округа, способный защищать и лоббировать интересы этой территории. Поэтому местные региональные повестки архиважны.ПА: Разве локализацию кампании следует считать негативным симптомом? Ведь в каждом регионе свои индивидуальные проблемы, требующие решения.

К.К.: Нет. Как говорил Ленин, нельзя признать частное проблемой, не решив проблем общих. То есть, решение локальных проблем все равно упирается в необходимость системных изменений и решений. Понятно, что депутаты должны быть ближе к населению, должны уметь слушать и слышать и выражать интересы тех, кто за них проголосовал. А тех, кто за них проголосовал, вопросы федерального законодательства, безусловно, волнуют, но постольку поскольку.

С точки зрения большинства, законотворческая деятельность – это не единственное, чем должен заниматься депутат. Депутат должен участвовать в коммуникации с населением, быть элементом обратной связи власти и населения. Он должен быть человеком, через которого можно решать насущные проблемы, можно спросить про эти проблемы. Депутат играет роль своего рода народного рупора. То есть, очевидно, что высший законодательный орган страны должен исполнять свои функции, ориентируясь, в том числе, на интересы большинства, на народную повестку. И здесь как раз и работает этот принцип от частного к общему, от локального к глобальному. Это совершенно нормальный вариант формулирования тех вопросов, которые необходимо решать для повышения уровня качества жизни в стране. От частного к общему, от глобальному к локальному – тут диалектическое присутствует, и оторвать одно от другого в принципе нельзя.

ПА: Как складывается кампания у "Единой России" на региональном уровне?

К.К.: Вопрос о сшивке региональных и федеральных кампаний решается везде по-разному, где-то более успешно, где-то менее. Но в целом нормально. Есть более успешные варианты, есть региональный список, который возглавляет Володин, который хорошо разбирается в региональных и муниципальных проблемах и который является политиком федерального уровня. Вот, как раз наблюдаем его встречи с лучшими людьми Волгоградской области, и видно, что там как раз региональная и федеральная повестка хорошо сшиваются.

Где-то это происходит менее удачно. Но вообще, когда мы говорим о федеральной и региональной повестке, надо понимать: проблема в том, что поддержка федеральной власти выше, чем уровень поддержки региональных и местных властей. И поэтому у людей вопросов больше к региональному местному уровню. Больше вопросов, больше претензий, больше критики. Все зависит от того, насколько хорошо функционируют региональные отделения ЕР и от того, насколько серьезно они подходят к делу. Кадры решают все. Везде разные начальники штабов, разная специфика политсоветов, разные губернаторы – все разное. Но в целом, средняя температура по палате удовлетворительная.

ПА: Какие еще любопытные тенденции вы отметили бы сейчас, на финальном и решающем этапе кампании?

К.К.: Как показал недавний опрос ФОМ, довольно высок интерес к действиям партии. Социологи задавали вопросы по поводу дебатов, и больше всего респондентов интересовала позиция именно ЕР. Для партии это самый серьезный вызов.

Кто получит большинство, никто уже не сомневается. Но возникает вопрос, с чем партия идет на выборы, кроме заявлений о том, что она поддерживает президента во всех его начинаниях. Что еще ЕР готова предложить? Я бы сказал, что интерес к партии власти сохраняется, это зафиксировано социологами.

Вторая тема – это изменение самих избирательных технологий. У нас четверть населения интересовалась дебатами, смотрела дебаты, а половина не интересовалась. Я думаю, прежде всего потому, что уже есть сложившиеся предпочтения, с одной стороны, а с другой – есть запрос на личные встречи, личный контакт с кандидатами. И медийная кампания – это хорошо, но без кампании полевой, без личного общения она не даст нужного эффекта. Людям, в принципе, если говорить о тех тенденциях, которые социологи сейчас отмечают, выборы по-прежнему интересны, но меняются запросы, скажем так. Эпатаж, популизм уже не так востребованы. Больше востребовано умение слушать и слышать, чем умение говорить.