СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЙ ДИАЛОГ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕРЫВАТЬСЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЙ ДИАЛОГ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕРЫВАТЬСЯ

1 сентября 2016 г. 16:27

Узбекистан, как говорят эксперты, вступает в полосу неопределенности. В прогнозах, основанных на слухах о состоянии здоровья нынешнего президента страны Ислама Каримова, делаются предположения о предстоящем изменении характера отношений Москвы и Ташкента. Между тем до сих пор эти отношения характеризовались многоплановостью и стратегической глубиной.

Российско-узбекский межгосударственный диалог не останавливался с той самой минуты, когда 20 марта 1992 года страны обменялись дипломатическими представительствами. Ислам Каримов неоднократно посещал Россию с официальными (ноябрь 2005 года, февраль 2008 года, апрель 2010 года, апрель 2013 года) и рабочими (апрель 2004 года, июнь 2005 года, май 2006 года) визитами. Руководители двух стран встречались также в рамках проведения многосторонних международных мероприятий.

Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Узбекистана. По узбекским статистическим данным, на протяжении последних лет, доля российско-узбекского товарооборота в общем внешнем торговом обороте республики составляет порядка 30%. Сегодня в Узбекистане действуют около тысячи предприятий с участием российского капитала, аккредитованы представительства сотни компаний. Можно отметить наличие ряда крупных совместных проектов в области производства строительных материалов, калийных удобрения, кабельной продукции и других.

Основными статьями российского экспорта являются механическое и электрическое оборудование, транспортные средства, черные металлы и изделия из них, химическая продукция, фармацевтические препараты, древесина. Импорт из Узбекистана - хлопок, плодоовощная продукция, отдельные виды машинотехнической продукции (легковые автомобили), энергоносители.

Центральной в отношениях России с Узбекистаном является проблема исламского экстремизма. Мощным импульсом к сближению стали, по мнению экспертов, так называемые "андижанские события" 2005 г., в которых Россия поддержала президента Каримова в его действиях против активистов Исламского движения Узбекистана, а США, напротив, осудили "чрезмерное применение силы". В ответ Узбекистан потребовал вывода из страны американской военной базы и наладил максимально тесное сотрудничество с Россией, а также Киргизией и Казахстаном, особенно по линии спецслужб этих стран, нацеленных на нейтрализацию исламистского подполья.

Москва, безусловно, заинтересована в сохранении тесных отношений с Ташкентом.

Во-первых, человеческий капитал. Эксперты напоминают, что на сегодняшний день Узбекистан является самой густонаселенной республикой Средней Азии. Ее население постоянно растет и сейчас уже составляет около 30 млн. человек. 40% всего населения региона – это граждане Узбекистана. Если существующая тенденция в демографии сохранится (а все указывает именно на это), то через десяток лет Узбекистан выйдет на второе место в СНГ после России по количеству населения. Большие узбекские колонии имеются во всех соседних с Узбекистаном странах и России, где, по разным оценкам, постоянно находится от 2 до 4 млн. узбеков, которые, как правило, поддерживают очень тесные связи с исторической родиной.

Во-вторых, Узбекистан – самодостаточное государство. Еще в советские времена там был создан очень мощный экономический потенциал, плюс республика оказалась чрезвычайно богата столь ценными сегодня углеводородами. Недра Узбекистана содержат большое количество природного газа, нефти, золота, угля и природного урана. "Узбекнефтегаз" может ежегодно добывать 58-59 млрд. кубических метров природного газа и 8 млн. т. газового конденсата. Это восьмой показатель в мировом масштабе. В свое время там построены крупнейшие в Средней Азии тепловые (Ташкентская, Сырдарьинская, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская). Кроме того, Узбекистан занимает пятое место в мире по производству и второе – по экспорту хлопка-волокна.

Ко всему прочему надо иметь в виду и огромный военный потенциал страны. Именно Узбекистан унаследовал колоссальные запасы Туркестанского военного округа времен СССР, что позволило ему на сегодняшний день создать самые боеспособные ВС в Средней Азии.

Нельзя сбрасывать со счетов выгодное географическое положение Узбекистана. Не случайно именно по этим местам в старину проходил Великий шелковый путь – главная торговая артерия между Востоком и Западом. Так что, даже если бы экономический потенциал страны был бы равен нулю, она могла бы прокормиться только транзитом.

Наконец, Узбекистан обладает великой историей. На его территории в разные эпохи возникали политические, культурные и цивилизационные центры всей Центральной Азии, начиная с обширной империи Тамерлана и заканчивая Хивинским и Бухарским ханствами.

Но и Узбекистану выгодно стратегическое партнерство с Россией. Ташкент, несомненно, видит в Москве надежного партнера, на которого можно положиться. "В Узбекистане всегда относились и будут относиться к России как к стране, с которой в течение сотен лет строили совместную жизнь", – как-то сказал Ислам Каримов, и добавил: "Нет никаких оснований для того, чтобы эти отношения изменились".

С другой стороны, эксперты отмечают, что в Узбекистане выстраивают сотрудничество с Россией исключительно на двусторонней основе, рассматривая участие в созданных Москвой международных организациях как угрозу своему суверенитету. Никакими другими обязательствами Узбекистан связывать себя не собирается. И если к СНГ в Ташкенте относятся достаточно спокойно, считая его неизбежным и беспомощным рудиментом раннего этапа постсоветской эпохи, то ОДКБ воспринимают с настороженностью. С другой стороны, говорят специалисты, ОДКБ по большому счету Узбекистану не нужна.

Напомним, что летом 2012 года Ташкент вновь заявил, что приостанавливает членство в ОДКБ. Учитывая, что уставом организации такая процедура не предусмотрена, это означает выход из нее. Такое решение не стало неожиданным, поскольку Узбекистан и раньше выражал несогласие с целым рядом решений ОДКБ, в частности об участии ее военных подразделений в разрешении внутренних конфликтов в странах-участницах, отказался от участия в КСОР. Наконец, Ташкент не подписал соглашение, по которому военные базы третьих стран на территории члена ОДКБ могут появиться только при консенсусе всех участников организации.

Несомненно, Узбекистан ведет свою игру. Но это не означает, что он играет против России. Два государства с во многом совпадающими национальными интересами, имеют значительный совместный потенциал, который усиливается за счет синергетического эффекта.

Проблема в том, что на сегодняшний момент ключевым вопросом в Узбекистане является преемственность власти, которая там, как ни крути, носит персонифицированный характер. Кто бы ни сменил Ислама Каримова на высшем государственном посту (если не сейчас, то рано или поздно в будущем) ему придется как-то определяться и с российским вектором внешней политики страны. Более чем вероятно, что новый национальный лидер будет политиком, опытным во всех отношениях. И не откажется от чрезвычайно выгодного стратегического партнерства с Москвой.