ИДЕТ ПОЗИЦИОННАЯ БОРЬБА, ОСНОВНАЯ ИНТРИГА — ВТОРОЕ МЕСТО

ИДЕТ ПОЗИЦИОННАЯ БОРЬБА, ОСНОВНАЯ ИНТРИГА — ВТОРОЕ МЕСТО

31 августа 2016 г. 17:11

С приближением 18 сентября у партий и одномандатников, вышедших на финиш предвыборной гонки, все меньше времени для агитации, а у граждан для принятия окончательного решения. Что можно успеть сделать за 2 с небольшим недели до думских выборов, насколько мощно все участники забега готовы провести пиковое время — "Политаналитика" продолжает опрашивать экспертов, как они оценивают предвыборную кампанию. Глеб Кузнецов, заместитель директора Национального института развития современной идеологии, в специальном интервью предлагает россиянам делать рациональный выбор, и видит мало шансов у непарламентской оппозиции.

"Политаналитика": Как вы оцениваете предвыборную кампанию в целом? И на какой период придется ее пик?

Г. Кузнецов: Пик кампании, собственно, начинается прямо сейчас. И интенсивность будет нарастать до дня голосования. Сегодняшняя кампания вполне разумно проходит в другой временной логике, нежели предыдущие. Если в прошлые разы, когда выборы традиционно приходились на декабрь, кампания была равномерна "размазана" по всему осеннему периоду и фактически стартовала 1 сентября после окончания сезона отпусков, то в этот раз она по логике должна была приходиться на разгар лета. Но включать пропагандистскую машину в это время – напрасная трата сил, и временная логика кампании драматически изменилась. Именно поэтому в этой кампании было два всплеска: первый во время праймериз "Единой России", когда, кстати, и другие партии активно зашли в публичное поле, а второй начинается сейчас за три недели до выборов.

"Политаналитика": Можно ли сказать, что существуют значительные различия в том, как ведут кампанию партия власти, парламентская оппозиция и малые партии? Если да, то каковы эти различия? Если нет - то почему и каковы сходные моменты?

Г. Кузнецов: Я бы сказал, что есть существенное различие между двумя основными группами - это парламентские и непарламентские партии. Если первые хотят сохранить то, что у них есть, насколько возможно улучшив результаты прошлых выборов, то вторые полностью подтверждают все прогнозы экспертов о том, что у них нет ни сил, ни желания пробиться в парламент и своей целью они ставят просто "собрать в кучку" своих сторонников, продемонстрировать потенциал и преодолеть 3% барьер для получения государственного финансирования.

Предвыборная кампания в России сегодня в целом соответствует средней европейской ситуации – состав потенциальных победителей, проходящих в парламент давно определён, каждый твёрдо стоит на своей позиции, программы также не отличается какой-то радикальной новизной. В этих условиях говорить о наличии серьезных вызовов и борьбы, меняющей облик политической системы, не было бы корректно. Идет позиционная борьба, "окопная война" в стиле Первой Мировой. И основной интригой остаётся борьба за второе место, на которое претендуют КПРФ и ЛДПР.

"Политаналитика": Согласны ли вы с утверждением, что роль Госдумы следующего созыва будет существенно отличаться от предыдущих?

Г. Кузнецов: Новый созыв Госдумы будет значительно отличаться от предыдущих, в первую очередь, потому что туда придут одномандатники. Они более тесно связаны с регионами – причем как с избирателями, так и с региональными элитами, а значит и более ответственны, ориентированы на работу на земле – а не в горних политических высях. Это бесспорно наложит отпечаток на работу ГД нового созыва.

Если депутат-списочник в "своём" регионе был просто уважаемой фигурой, но очень далёкой, то депутат-одномандатник будет оказывать ключевое влияние на внутрирегиональную политику, а его работа в Москве будет привлекать значительно большее внимание на региональном уровне. Политическая связность страны повысится, а депутаты будут действовать с серьезной оглядкой на регион, внимательнее относится к своей репутации там. Это не может не радовать, безусловно.

Партии и одномандатники в основном говорят об одном и том же - социальная повестка преобладает.

"Политаналитика": Как, по-вашему, гражданин, не слишком интересующийся повесткой конкретных партий, сможет выбрать осознанно? Особенно в одномандатных округах?

Г. Кузнецов: По моим ощущениям, в одномандатных округах кандидаты вообще стараются уйти от партийно-политической повестки. Технологии склейки партийной повестки и повестки кандидата-одномандатника забыты за два созыва без одномандатников и практически нигде не работают. Напротив, кандидаты стараются индивидуализироваться, предложить что-то своё, "от себя". Есть один действующий депутат Государственной Думы, ныне избирающийся по одному из одномандатных округов, так у него на билбордах написано просто: "Такой-то – настоящий мужчина!". Он делает ставку только на себя, сознательно дистанцируется от своей партии, потому что его рейтинг в регионе намного превышает рейтинг партии. При этом "делиться" своим именем и рейтингом с партией он не очень хочет. И это не единичный случай. Так что гражданин "не слишком интересующийся повесткой конкретных партий" легко сможет сделать свой выбор в одномандатном округе. Такой гражданин, скорее всего, знает в лицо "настоящих мужчин", которые у него баллотируются.

"Политаналитика": Как вы вообще оцениваете перспективы предстоящих выборов с точки зрения избирателя - чем он должен и может, а главное будет руководствоваться?

Г. Кузнецов: Это сложный вопрос. Избиратель может руководствоваться чем угодно, в том числе и сиюминутными какими-то вещами. Погодой может руководствоваться или переживаниями после субботнего застолья. Душа его – потёмки. А должен он руководствоваться рациональностью, что тоже вполне соответствует современному европейскому демократическому процессу. И это, конечно, удобнее для партии власти, потому что давить на ratio у неё куда больше оснований, чем у всех остальных.

Люди, на самом деле, в нынешней ситуации предпочитают голосовать не за какие-то абстрактные идеи, и не за ярких харизматичных лидеров, а за тех, кто им может больше дать или более уверенно пообещать дать. За тех, от кого они ждут более эффективной работы в своих интересах. И эта рациональность является очень правильным основанием для выбора, она и должна превалировать.