"ЕДИНАЯ РОССИЯ" УСИЛИТ БОРЬБУ ЗА КАЖДЫЙ ПРОЦЕНТ КОЛЕБЛЮЩИХСЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

"ЕДИНАЯ РОССИЯ" УСИЛИТ БОРЬБУ ЗА КАЖДЫЙ ПРОЦЕНТ КОЛЕБЛЮЩИХСЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

30 августа 2016 г. 14:12

Перед приближающимися выборами в Государственную Думу мы продолжаем в формате экспертного интервью освещать наиболее интересные и знаковые моменты текущей кампании. Заместитель директора "Центра политических технологий" Алексей Макаркин в специальном интервью для "Политаналитики" дает свою оценку кампании "Единой России", указывает ее плюсы и риски, и предсказывает борьбу за каждого избирателя сверх традиционного лояльного ядра.

"Политаналитика": Как бы Вы в целом оценили активность предвыборной кампании "Единой России"?

А. Макаркин: На мой взгляд, ЕР ведет активную кампанию, которая визуально хорошо просматривается, заметно присутствие и самой партии, и кандидатов от партии в публичном пространстве. Я еду на работу и вижу билборды с кандидатом, в подъездах есть его листовки, так что можно сказать, что партия в наглядной агитации активна.

Партия активна в использовании цитат президента, они не могут использовать его образ, но цитаты появляются, и эти цитаты связывают ЕР с президентом. Потому что главный ресурс "Единой России" – это образ партии и президента. Но в то же время это и проблема ЕР – ее возглавляет премьер-министр, который менее популярен, и ядерный электорат ЕР будет голосовать за нее, потому что это партия президента. Поэтому им приходится использовать связь с президентом в публичном пространстве.

ПА: По Вашему мнению, какие выводы ЕР сделала из итогов праймериз применительно к текущей федеральной кампании?

А.М.: Во-первых, праймериз - это все-таки отбор кандидатов, которые выдвинулись в целом ряде регионов и являются публичными политиками, могут активно участвовать в дебатах, оппонировать со своими конкурентами. То есть, это не номенклатурные фигуры, которые идут только за счет админресурса. Этот один из ключевых итогов праймериз.

Второе – сейчас единороссы идут на дебаты, и многие из приемов отработаны на праймериз, уже не будет ситуации, как с партийными функционерами КПСС в 1989 году, когда они вдруг оказываются в совершенно непривычной для себя ситуации. У участников праймериз есть опыт ведения дискуссии, конечно, в более доброжелательной внутрипартийной обстановке, но все равно.

И третье – важно, что в разных округах были подобраны разные подходы. Конечно, все кандидаты используют символику "Единой России", все кандидаты говорят о том, что они представляют партию, но акценты в разных округах делаются разные. Есть округа с очень слабой конкуренцией, где ее практически нет, кандидатам от "Единой России" можно ограничиться монологом, рассказывая о себе, о партии, связывая себя и партию с президентом - простые подходы. Есть более сложные округа, где кандидат должен убедить избирателя, что он является наиболее полезным человеком для округа, что за него надо голосовать, есть альтернативы, там борьба серьезнее и сложнее для ЕР.

ПА: ЕР будет использовать в агитации и образ Медведева, и, так или иначе, свою взаимосвязь с Путиным. Насколько "гармонично" сработает использование в агитации двух этих ключевых фигур?

А.М.: Для кого как. Для лояльного избирателя это не проблема, потому что для них Медведев - государев человек, и раз президент ему доверяет, раз сделал его премьером, и даже на некоторое время уступал свой пост, то он для них приемлемая фигура, потому что ключевой момент – это доверие президента.

Колеблющиеся избиратели, электоральная периферия ЕР, хотела бы, чтобы Путин возглавил список, и у них есть претензии - начиная от экономики и заканчивая внешней политикой - что он не был достаточно решителен в свое время, не проводил политику перезагрузки. При этом премьер несет ответственность за все экономические проблемы, а президент здесь отвечает за оборону, безопасность.

И такие избиратели могут разделиться: часть из них останется в ЕР, часть может перейти к партиям парламентской оппозиции, которые сейчас состоят в думском консенсусе, и подчеркивают, что они поддерживают внешнюю и военную политику президента. И если раньше выбор такому избирателю было сделать психологически тяжело, сейчас это легче. Например, СР всегда была "запасной" партией, то есть, если ты за президента, но против чиновников, то идешь к эсерам, и сейчас это тоже сохраняется, партия подчеркивает лояльность к президенту, что повлияло на рост ее рейтинга. В послекрымской России и это важно, и ЛДПР тоже может взять таких избирателей.

Таким образом перед ЕР стоит серьезный вызов на предмет того, что за Медведева может не захотеть проголосовать часть электоральной периферии, а это на самом деле очень много, это миллионы избирателей. Но все равно, ядерный электорат партии останется, электорат, который полностью отождествляет ЕР с президентом, это где-то 40% с ходу.

А вот за каждый следующий процент придется конкурировать в электоральной борьбе, и в последние недели партия активизируется, потому что сейчас у нее не так много ресурсов, денег, и они не могли позволить себе роскошь и провести затратную кампанию в августе. Сейчас они будут наращивать обороты, выдвигать социальные лозунги, акцентировать внимание на болезненных социальных проблемах, в том числе и критикуя правительство, отдельные министерства, и будет серьезно бороться за этого колеблющегося избирателя.

ПА: Вы затронули финансовую сторону кампании. Действительно, ЛДПР, к примеру, по объему предвыборных вложений пока обгоняет ЕР, можно ли в этом усматривать часть некого тактического замысла единороссов?

А.М.: Возможно. С другой стороны, ЕР не хочет, чтобы о ней говорили, как о самой богатой партии, и что касается "финального агитационного удара", то я думаю, что как раз здесь единороссам следует быть осторожными, потому что, если правящей партии в публичном пространстве станет очень много, это может создать противоположный эффект, как в старом советском анекдоте: переключаешь каналы, и везде говорит Брежнев, включаешь утюг - и там тоже Брежнев. И если ЕР, образно выражаясь, начнет появляться из утюга, то могут возникнуть негативные последствия, потому что на этом фоне не очень длительный, но интересный яркий ролик оппозиционной партии способен перебить такое массированное присутствие. С таким присутствием надо быть осторожнее, чтобы не вызвать раздражение избирателя, и я не уверен, что в последние дни кампании ЕР будет информационно доминировать.