АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ЗАВИСИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ САМИХ ПОЛИТИКОВ

АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ЗАВИСИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ САМИХ ПОЛИТИКОВ

22 августа 2016 г. 17:36

Предвыборная кампания вышла на завершающий виток, и это способен заметить любой желающий, – появились все виды агитации на улицах и в различных СМИ, кандидаты проводят встречи, работают с населением напрямую. Но недовольные неизбежно находятся, они как будто отрицают очевидное. Так, в интервью порталу "Актуальные комментарии" "яблочник" Дмитрий Гудков, который идет на выборы по одномандатному округу на северо-западе Москвы, считает, что кампания разворачивается вяло, и винит в этом исключительно власти.

Эксперты указывают, что из-за переноса даты выборов все разумные участники запланировали кульминацию агитационной активности на последние две недели перед голосованием, при этом осведомленность россиян о выборах в целом хорошая, как показывают социологические опросы. Глеб Кузнецов, заместитель директора Национального института развития современной идеологии, недоумевает – что же может помешать участникам официальной открытой кампании провести ее оживленно:

— Это крайне смешно и нелепо звучит, когда участник избирательной кампании обвиняет в ее вялости тех, кто формально в ней не участвует. Потому что активность прежде всего зависит от Гудкова и других кандидатов, а не от неких регуляторов. Регуляторы создали условия, написали закон, сформировали избирательные комиссии по этому закону, и их роль в этой избирательной кампании закончилась - дальше сами.

Вместе с тем, нельзя не отметить ряд важных моментов по существу вопроса. Во-первых, что такое “активная избирательная кампания”. Да, существует американский подход непрерывного избирательного "карнавала", который "бьет" по глазам, который невозможно не заметить, который приходит в жизнь каждого человека. Его практикуют не только США, где мы все видим, как идет избирательная президентская кампания, но еще и латиноамериканские страны: Мексика, Бразилия, Венесуэла. В этих странах на выборах тратятся колоссальные бюджеты, совершенно непредставимые в настоящее время для России. Да и не нужные ей, потому что в ситуации достигнутой стабильности политика не является настолько привлекательным для инвестиций полем. Нам тут надо смотреть, скорее, на опыт континентальной Европы, в которой зачастую внешний наблюдатель может и не заметить, что через неделю здесь состоятся национальные выборы, и никто по этому поводу не переживает.

Во-вторых, особую роль играет активность самих политиков: сколько они проводят встреч, как они занимаются агитацией за себя, и тут я позволю себе поспорить с Гудковым. Что касается одномандатных округов, то много где идет очень жесткая борьба, кандидаты проводят десятки встречи, апеллируют к избирателям, стараются их убедить в своей правоте. Ни о какой вялости речи тут и нет.

Ну и третье. Специфика этой избирательной кампании в том, что ее первая половина пришлась на сезон отпусков. Я полагаю, что последние четыре недели перед выборами, отсчет которых сейчас стартовал, пройдут значительно активнее, чем то, что мы видели в июле. Логично и правильно, когда в условиях кризиса кандидаты стремятся сконцентрировать ресурсы на финальном этапе. Зачем агитировать, когда люди находятся в отпусках и настроение у них совершенно не политическое?

Можно отметить и невысокий интерес политиков к теледебатам, связанный с их новизной, как избирательной технологии и еще неотлаженной регуляцией. Дебаты – пока достаточно чуждая нашей политической культуре вещь, у нас ранее не было активных дебатов, сейчас их пытаются внедрить, и как всегда на этапе внедрения, на стадии первых шагов система не выглядит завершенной и эффективной. Я полагаю, что на основании опыта этой избирательной кампании к следующим выборам мы подойдем уже с другой регуляцией дебатов. Такова жизнь, невозможно в такой сложной области, как регулирование политики, сразу достичь совершенства. Реформа - это процесс.

А пока, например, складывается ситуация, когда в одном округе дают 7 минут на одном из телеканалов при 10 участвующих кандидатах в депутаты, и каждый имеет возможность сказать по 30-40 секунд. Можно ли это назвать дебатами в американском смысле? Вряд ли. Весь вопрос в регулировании, в наработке традиции. Мы делаем только первые шаги в этом формате политической агитации в ходе избирательной кампании. Полагаю, что ЦИК и новый состав ГД внимательно проанализируют опыт всех законодательных новелл, как они были использованы в ходе этих выборов, и предпримут дальнейшие шаги по исправлению недоработок и улучшению регулирования агитации.