НОВЫМ ГУБЕРНАТОРАМ ПРЕДСТОИТ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПЕРЕСТРАИВАТЬ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

НОВЫМ ГУБЕРНАТОРАМ ПРЕДСТОИТ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПЕРЕСТРАИВАТЬ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

10 августа 2016 г. 14:48

Фонд “Петербургская политика” по итогам июля подготовил новый рейтинг социально-политической устойчивости регионов, рассчитанный исходя из событий, получивших освещение в СМИ. Разумеется, главной новостью, потеснившей даже избирательную кампанию, стали масштабные перестановки губернаторов и полпредов. При этом особое внимание в исследовании было уделено взаимодействию глав субъектов и глав правительств региона, в том числе новоназначенных. Как указывают авторы, "несколько лет назад федеральный центр подталкивал регионы к упразднению этих схем и взятию губернаторами на себя полноценной менеджерской ответственности за происходящее на территории", но теперь появляются "новые шансы на реанимирование региональных правительств", особенно в случаях, если на пост губернатора приходит "варяг". Тем более, что большинство глав правительств имеют более "высокую укорененность" в регионе, чем губернатор.

Так, сейчас в 26 регионах, включая 16 республик, правительство возглавляет не глава субъекта, а отдельный премьер-министр. В Калининградской области прежний губернатор совмещал обе должности, однако экс-руководитель региональной ФСБ Евгений Зиничев уже назначил премьером бывшего зампреда правительства. Разделены посты в Ярославской области, где в конце июля врио губернатора стал бывший заместитель главы МВД Дмитрий Миронов, а также в Тульской области, куда еще ранее пришел бывший представитель спецслужб Алексей Дюмин.

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов в комментарии для "Политаналитики" обращает внимание на главные выводы и прогнозы рейтинга:

— Это ежемесячный рейтинг, который оценивает социально-политическое положение регионов, и конечно, ключевое событие июля – это перестановки в губернаторском корпусе, которые продолжают, наверное, осмысливаться, были восприняты разноречиво, потому что все хотят услышать сигнал, который дали из Москвы. По этому поводу нет общего мнения, и мы пытались посмотреть на то, как возможно будет строиться модель управления в регионах, где сменились губернаторы. Интересно, что практически везде, где к власти пришли выходцы из силовых структур, действует механизм региональных правительств: в Калининграде, и в Ярославле, и до этого в Тульской области. Поэтому возникает вопрос - а возможно ли, что этот институт будет сохранен, с учетом того, что несколько лет назад федеральный центр подталкивал субъекты скорее к упразднению региональных премьеров.

Сейчас мы видим прецеденты, иллюстрирующие, что новые губернаторы оставили за собой политические функции. Это особенно важно в силу того, что, конечно же, новые губернаторы будут действовать в условиях своеобразной презумпции некомпетентности, когда от них ожидают совершения управленческих ошибок в силу незнания региона и нехватки регионального опыта. Поэтому губернаторы будут либо самоутверждаться, показывая, что они полноценные управленцы и нет никаких сомнений в их качествах, либо наоборот не будут торопиться с решениями, будут осматриваться, осваивать свое место и в этом случае механизм региональных правительств им более комфортен.

Ловушка этого сценария в том, что по мнению местных элит – власть у того, у кого деньги. Если денежные вопросы окажутся в ведении представителей региональных правительств, конечно, губернаторам предстоит утверждаться и показать, что они здесь власть.

Можно заметить, что пока новые губернаторы входят в должность, наверное, последние кадровые перестановки в Калининграде более заметны, чем, например, в Ярославле, потому что попадают в федеральную повестку дня. Но многое зависит от того, будут ли сами губернаторы стремиться быть заметными, присутствовать в федеральной повестке, или на первом этапе будут скорее осваиваться, не особенно торопиться предъявлять результат собственной работы, находясь в стадии вхождения в должность.