ВОЗМОЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ О РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПОТРЕБУЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

ВОЗМОЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ О РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПОТРЕБУЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

9 августа 2016 г. 16:46

ЦИК раздает "слонов" - кому регистрацию для участия в выборах, кому отказ. Неудивительно, что всегда находятся недовольные среди пострадавших. Как сообщается, около 100 человек более чем из 5000 кандидатов сняты с выборов из-за того, что вовремя не представили данные о доходах и имуществе, крупных расходах и наличии недвижимости за рубежом. Кандидат вправе в установленные сроки вносить уточнения в ранее представленные документы, приводить их в соответствие с требованиями к оформлению, а также представлять копии документов, объясняет ЦИК. Повторное или дополнительное представление документов не допускается. Многие начинают спорить с Центризбиркомом о трактовках закона, некоторые уже готовы вынести свои претензии на суд — правда, при этом заявляя, что речь будет идти не об участии в выборах, а о восстановлении справедливости, как это сделал бывший члену Совета Федерации Евгений Тарло, выдвинутый "Партией Роста" по одномандатному округу в Ярославской области.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, который вовремя не предоставил необходимые документы для участия в выборах на пост губернатора Тверской области, готов обжаловать отказ в Конституционном суде, один или за компанию с такими же недопущенными. Глава ЦИК Элла Памфилова при этом совершенно не возражает и даже с интересом узнает решение суда, по ее мнению, это было полезно и самой комиссии. В ЦИКе логично объясняют, что если разрешить доносить документы вне установленных сроков, это сделает невозможной проверку сведений, которые сообщает о себе кандидат.

В специальном комментарии "Политаналитике" руководитель Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов отметил, что упрощенно подходить к нормам о регистрации не стоит:

— Споры вокруг регистрации традиционны для избирательных кампаний. Процедура регистрации очень формальная, и несоблюдение требований законодательства, пусть даже и формальных, зачастую приводит к плачевным результатам для тех, кто нарушает существующие установки.

Хорошо известен случай на выборах 1999 году, когда было отказано в регистрации списка ЛДПР тоже по формальному критерию, при выбытии одного из кандидатов в первой тройке. По требованиям законодательства той кампании, если выбывали кандидаты из тройки, то снималось все избирательное объединение. Эта норма также была обжалована в Конституционном суде, и после подведения результатов выборов 1999 года, в 2000-м году Конституционный Суд признал ее не соответствующей Конституции. Одновременно Суд констатировал, что такое признание несоответствия Конституции норм закона не затрагивает результаты выборов в Думу, и не может служить основанием для пересмотра итогов голосования.

Думаю, что в случае обжалования действующих норм о регистрации в КС следует ожидать примерно таких же перспектив с точки зрения пересмотра итогов выборов. Конституционный суд будет рассматривать не жалобы о том, чтобы зарегистрировать или нет конкретных кандидатов, которым отказано в регистрации, а прежде всего жалобы граждан о нарушении их прав, если граждане считают, что действующее законодательство нарушает их конституционные права. В данном случае перспектива объединения всех этих жалоб в одно дело – весьма вероятна.

Подчеркну еще раз, Конституционный суд не рассматривает вопросы о том, чтобы зарегистрировать или не зарегистрировать кандидатов. Он рассматривает дело о соответствии Конституции конкретных норм закона.

Думаю, что вряд ли будут основания для констатации существенного влияния обжалуемых в КС норм о регистрации на результаты выборов в целом. Такая констатация предполагает обстоятельства, которые действительно не позволяют избирателям выразить свою волю, или не дают возможность определить эту волю избирателей. Не думаю, что рассматриваемые единичные случаи в состоянии повлиять на результаты выборов таким образом.

Но раз у граждан есть сомнения в конституционности данных норм о регистрации, то они (нормы) нуждаются в том, чтобы Конституционный суд все-таки вынес собственное решение, - соответствуют эти нормы Конституции или нет.

Однако при возможном изменении норм о регистрации не может быть упрощенного подхода в том смысле, чтобы, например, разрешить кандидатам приносить при первичной подаче в любом количестве требуемые документы, и за день до регистрации представлять все оставшиеся документы.

Требуется все-таки системное решение, чтобы у избирательных комиссий было время проверить подаваемые документы. Поэтому если будет предоставлена возможность кандидатам отступать в какой-то части от требования предоставления полного комплекта документов сразу, то возникает вопрос - в какой части именно? Например, можно ли принести вообще только одно заявление, а все остальные документы потом? Или можно ли принести все недостающие документы в последний день? Должны быть рамки отступления от формальных норм, которые будут признаны законными и которые следует считать обоснованными. И все равно будут, наверняка, споры даже при таких разрешенных отступлениях. Потому что, повторюсь, регистрация - это очень формализованная процедура.

И дополнительно к таким рамкам отступления для кандидатов и их дополнительным возможностям варьирования комплекта документов при первичной подаче в избирком, должны быть обязательно тогда установлены и дополнительные возможности и дополнительные процедуры для избирательных комиссий, в том числе и по срокам рассмотрения, для того, чтобы они имели возможность проверить представляемые документы.