САМАЯ АКТИВНАЯ ФАЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ НАЧНЕТСЯ ЗА МЕСЯЦ ДО ГОЛОСОВАНИЯ

САМАЯ АКТИВНАЯ ФАЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ НАЧНЕТСЯ ЗА МЕСЯЦ ДО ГОЛОСОВАНИЯ

8 августа 2016 г. 16:49
Крупнейшие социологические центры продолжают внимательно следить за электоральными предпочтениями населения. Под конец первой недели августа ВЦИОМ, ФОМ и "Левада-центр" представили новые замеры. Данные, полученные экспертами, мало отличаются друг от друга: рейтинг "Единой России" за семь недель до выборов колеблется на уровне от 39 до 44,1%, второе место делят между собой ЛДПР и КПРФ, периодически перетягивая друг у друга незначительное число избирателей, следом идет "Справедливая Россия".Надо отметить, что не определившихся с выбором или заявивших, что вовсе не собираются голосовать, оказалось достаточно много во всех трех замерах. Что, в частности, дало экспертному сообществу повод заговорить о вялотекущей избирательной кампании и отсутствии ярко выраженного интереса населения к выборам. С одной стороны, судя по текущим рейтингам партий, кампании действительно еще не вошли в активную фазу. Однако тому есть логичное объяснение, отмечает в интервью "Политаналитике" директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов: — Это в классическом понимании кампания идет вяло: нет большого количества билбордов на каждом углу, нет массовых покупных эфиров или статей в разных изданиях и так далее, где бы позиционировался тот или иной кандидат. В этом смысле кампания вялая, но тем не менее, она идет. Достаточно посмотреть Интернет: виртуально все идет неплохо, но это связано с тем, что Интернет не требует столько финансовых ресурсов. И партии, и кандидаты придерживают средства на конец августа, когда кампания выйдет на финишную прямую, чтобы максимально сконцентрироваться на своих избирателях.Активно проводят встречи с электоратом одномандатники. Например, в Москве я вижу много таких встреч. Штабы акцентируют внимание на определенных технологических аспектах, отрабатывают встречи, узнаваемость и так далее. Может быть, не идет такой активной в общепринятом понимании этого слова кампании, которая бросается в глаза любому, даже не интересующемуся политикой. Но кандидаты и партии готовятся.В этот раз у нас в рамках федеральной кампании проходит не одна, а 226 кампаний (федеральная по спискам и 225 по одномандатным округам), причем подавляющее число одномандатников выдвигаются от тех или иных партий. И надо полагать, что партийные кампании по спискам и в одномандатных округах совмещаются в силу того, что они расширяются по количеству сделанной работы, количеству штабов и так далее. Это требует больших расходов. А денег в этот раз меньше, как и во всей стране в силу кризиса и прочих вещей. Я думаю, что это такая разумная экономия.Обратите внимание: никто ни с кем не договаривался о том, что "не будем тратить деньги и оставим их на последний месяц". Все и так прекрасно понимают, как лучше им сделать. Денег меньше, значит больше надо обращать внимание на эффективные, но некапиталоемкие инструменты – интернет, соцсети, разные прямые эфиры в соцсетях. С сегодняшнего дня, к примеру, запускается проект "Обоснуй" в прямом эфире Фейсбука. Грубо говоря, усложнившиеся условия, то есть недостаток финансовых средств, кандидаты компенсируют каким-то креативом и больше обращают внимание на эффективные, но не такие капиталоемкие инструменты.Интерес к выборам никуда не пропал. За две недели "Депутат-клуб" (портал, посвященный выборам депутатов Госдумы седьмого созыва – прим. ред.) зафиксировал больше 100 тысяч голосов. Это говорит о том, что люди интересуются происходящим. Самым активным оказался Крым: жители соскучились по нормальным выборам, впервые участвуют в федеральной кампании, впервые в качестве граждан РФ выбирают своего личного депутата.То есть, смело можно сказать, что избиратели внимательно относятся к выборам. Безусловно, самый большой интерес население проявляет к выборам президентским, которые у нас будут в 2018 году. Но на втором месте идет избирательная кампания по выборам в Госдуму. В этот раз дополнительный интерес вызывает то, что появились одномандатные округа: кто мой депутат, от моего округа, кто меня будет представлять в парламенте?По цифрам, полученным социологическими центрами, я могу сказать, что они вполне адекватные. Приблизительно так это и ощущается везде. Когда кто-то из оппозиционеров пытается возражать, мол, почему так много поддержки у "Единой России", то не могу не сказать, что, во-первых, у "Единой России" ее достаточно мало для партии власти – 40%, а во-вторых, здесь в любом случае работает логика больших цифр, причем как в социологии, так и в жизни: "Единая Россия" – это самая большая партия, ее численность превышает 2 миллиона человек. Следующая по размеру идет КПРФ, там уже меньше миллиона. У них естественное убывание членов идет по физическим показателям.Каждый сороковой гражданин – это член "Единой России". То есть, грубо говоря, один человек в любом среднем коллективе – член правящей партии. А еще есть семьи, друзья и те, с кем "единороссы" общаются в той или иной степени. Вот и весь ответ на любой опрос. Никто не мешает любой другой партии вырасти до подобного масштаба. У нас огромная страна и очень много людей – 145 миллионов. Но тем не менее, реальность такова, что на сегодняшний день "Единая Россия" – самая большая.