ПАРТИИ НАЦЕЛЕНЫ НА УДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАРТИИ НАЦЕЛЕНЫ НА УДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

8 августа 2016 г. 15:49
"Большая социологическая тройка" – ВЦИОМ, ФОМ и Левада – регулярно проводят рейтингование партий перед престоящими выборами в Государственную Думу. Согласно последним опросам, разброс результатов небольшой – уверенно лидирует "Единая Россия", опережая ближайших преследователей из ЛДПР и КПРФ почти в четыре раза. Пока избиратели хотели бы видеть в Госдуме только уже представленные там партии. Около 10% (только у ВЦИОМа таких набралось 16,5%) заявляют, что не собираются голосовать совсем. Процент же неопределившихся за кого они готовы отдать свой голос все еще составляет от 7 до 22% – по разным оценкам. Вероятно, именно за эти голоса предстоит побороться партиям – вот только эксперты пока отмечают невысокую агитационную активность, хотя с момента официального старта избирательной кампании уже прошло больше месяца. В интервью "Политаналитике" политолог Алексей Чадаев видит главной причиной спокойного предвыборного лета прагматичный подход и желание самих партий сохранить фактически уже гарантированные им голоса: — Знаете, довольно трудно вести кампанию без электората, который частью на даче, частью в отпуске, а та часть, что никуда не уехала, обсуждать партийные предпочтения не готова – люди отдыхают, у них установка на спокойное времяпровождение. К первому сентября люди на работу вернутся, и основной удар все главные игроки припасли именно на этот период в две с половиной недели. Просто потому, что в физической досягаемости будет больше людей, до которых можно добраться со своим месседжем. Говорят "вяло идет кампания" – что же, давайте до посинения бегать по пляжу и искать электорат, совать ему листовку за любимую партию? Нет, просто все прагматично подходят к вопросу. В принципе, сейчас люди как бы зафиксировались в своих политических предпочтениях. Возьмем цифру в 44% – за Единую Россию, 16% (по данным ВЦИОМ – прим. ред.) не пойдут – в сумме это 60%, оставшиеся 40 – пойду, если говорить откровенно, голосовать "не за ЕдРо". Эта часть будет разбираться внутри себя. Основные партии конкурируют в этом пространстве – "не за ЕР", а по сути, друг с другом. Для того, чтобы качнуть маятник в чью-либо пользу, если ставить такую задачу, я бы запасался соответствующим инструментом. Мы понимаем, что есть всего три вида электората – за ЕР, не за ЕР, не пойдут на выборы. По сути, качнуть можно только одним способом – когда от одной из групп идет серьезное содержательное предложение к другой. Тем, кто за "Единую Россию", приходит откуда-то предложение "голосуйте лучше за нас" – с объяснением почему. Но я пока такого посыла не вижу. Я пока вижу, что ЕР "окапывается", то есть старается удержать свой электорат и вообще ничего не говорит тем, кто "не свои". Кампания партии, как она сейчас выглядит, эта кампания оборонительная, на удержание того результата, который есть. Вообще нет экспансии ни на какие новые для себя группы. Забрезжило что-то весной, когда они сделали предпринимательскую платформу, предполагалось, что будут прибавлять "справа", но как-то стухла эта тема. То ли там электората мало, то ли Титов оказался расторопней, хотя тоже не видно сейчас. Но это единственное, что было похоже на экспансионизм. А так – все удержание.В то же время остальные партии также не воюют за электорат ЕР, но пытаются тому электорату, который уже не за единороссов, дать наилучшие, оптимальные, максимально попадающие в него предложения.Времени на то, чтобы качнуть маятник, более, чем достаточно. Но это намерение уже должно было проявиться, пока ни там, ни там его не видно, и такое ощущение, что ситуация не изменится не в силу дефицита времени, а в силу дефицита желания как-то сильно менять свой расклад. Каждый хочет взять свое, и никто не пытается прирасти за счет соседа или думских оппозиционных партий, которые обречены на одной и то же поляне откусывать проценты друг у друга.