КЛЮЧЕВОЙ МОТИВ ГОЛОСОВАНИЯ ЗА “ЕДИНУЮ РОССИЮ” – СВЯЗЬ ПАРТИИ С ПРЕЗИДЕНТОМ, ОСТАЛЬНОЕ ВТОРИЧНО

КЛЮЧЕВОЙ МОТИВ ГОЛОСОВАНИЯ ЗА “ЕДИНУЮ РОССИЮ” – СВЯЗЬ ПАРТИИ С ПРЕЗИДЕНТОМ, ОСТАЛЬНОЕ ВТОРИЧНО

7 августа 2016 г. 18:31

Единая Россия” – самая сильная партия, которую поддерживает большинство: именно по этой причине свои голоса за нее на думских выборах отдадут 25% ее сторонников. Об этом свидетельствуют результаты нового опроса “Левада-Центра”. При этом 40% респондентов из числа поддерживающих ЕР готовы проголосовать за нее в случае, “если не произойдет ничего чрезвычайного”. За два месяца до выборов аналитики попытались проследить логику граждан, уже определившихся со своими электоральными предпочтениями. Результаты, по их мнению, свидетельствуют о высокой инертности голосования.

За наиболее интересными социологическими исследованиями, проведенными на уходящей неделе, следит руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов. Специально для “Политаналитики” он прокомментировал данные, полученные экспертами “Левада-Центра”:

— Выбор предпочитаемой политической силы – ситуация дискомфортная для избирателя. Причина дискомфорта в том, что политика, политическая жизнь, деятельность отдельных политических институтов не относятся к числу приоритетных тем интереса для населения. Это – данность. Формирование отношения к партиям и собственно политическое самоопределение избирателя – многоаспектный процесс. Ключевая российская проблема – слабо сформированная партийная идентичность. К примеру, согласно данным исследований ВЦИОМ в 2011 году, ядерная группа всех партий на выборах в Государственную Думу составляла около 30% от общей численности избирателей. Мнение остальных неустойчиво и подвержено влиянию различных факторов. Прогнозно, можно говорить о сокращении размера ядерной группы в ходе текущей думской кампании. Мобильность электората усиливается, выбор становится все более сложно прогнозируемым.

Ключевой мотив голосования за “Единую Россию” состоит в том, что эта партия прочно связана в массовом сознании с главой государства. Все остальные мотивы вторичны. Как и мотив “присоединения к большинству”, зафиксированный в ходе исследования “Левады-Центра”. Причина устойчивости мотива голосовать “как большинство” – деполитизация значительной части населения и желание переложить ответственность на других. Это отнюдь не значит, что эта “молчаливая” часть электората интересуется мнением большинства, своего окружения. Им так удобней объяснять свой выбор, полагая, что большинство не может ошибаться. И для такого мнения есть свои основания.

Респондентов, заявляющих о таком мотиве, я бы отнес к группе потенциально устойчивых избирателей. Они свой выбор сделали и даже объяснили почему. Объяснили, по крайней мере, себе. Пересмотр выбора, переоценка политической действительности – это непростой шаг для них. И скорее всего, они не готовы к нему. Наиболее мобильны представители группы конкурентного выбора. Это те, чей выбор носит в большей степени рационально-детализированный характер. И партиям предстоит активная борьба именно за эту часть избирателей.