ИНТЕРЕС НАСЕЛЕНИЯ К ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВОЗРАСТЕТ ПО МЕРЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ

ИНТЕРЕС НАСЕЛЕНИЯ К ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВОЗРАСТЕТ ПО МЕРЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ

29 июля 2016 г. 13:52
Избирательная кампания перед сентябрьскими выборами в самом разгаре. После подписания президентом указа о дате проведения голосования прошло уже почти полтора месяца. При этом социологи регулярно исследуют электоральные предпочтения населения, чтобы сформировать объективную картину на политическом поле. Результат одного из опросов заставил экспертов забить тревогу: выяснилось, что больше половины респондентов вообще ничего не знают о грядущих выборах. Информационное поле, по утверждениям некоторых СМИ, тоже не слишком пестрит сообщениями о текущей кампании, а на федеральных каналах тематике если и отводится место, то уж явно не самое заметное. Однако такое положение вещей объясняется текущей внутриполитической ситуацией и делать выводы еще слишком рано, заявляет в интервью "Политаналитике" член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков: — Мне кажется, что нынешние данные социологов об отношении подавляющего большинства населения страны к избирательной кампании – это действительно какая-то особенная черта времени, связанная, видимо, с тем, что большинство людей сейчас значительно погружены в свои частные проблемы. Непростой период переживаем мы все. Понятно, что страна находится в экономическом кризисе, выход из которого очевидно произойдет еще не скоро. У людей достаточно много проблем, связанных с реальным падением доходов, с поиском работы. И настроения в этом смысле, я бы сказал, больше ориентированы не на политический процесс, не на интерес к тому, какая партия куда идет и за кого голосовать, а на обустройство собственной жизни. Такие ситуации бывали в истории многих стран. И спад интереса к избирательной кампании связан, конечно, в первую очередь с этим обстоятельством.Во-вторых, есть еще один фактор, который не выводит кампанию на какой-то высокий эмоциональный уровень. Он связан с тем, что люди привыкли за последние 15 лет к тому, что есть достаточно уверенная политическая сила во главе с президентом и что даже достаточно серьезные проблемы как-то находят свое решение. На этом фоне, действительно, кампания 2011 года была связана с другим обстоятельством: там в центре внимания общественности оказалось выдвижение Владимира Путина на третий президентский срок и это, конечно, добавляло интриги всему процессу. А сегодня все понятно. Никаких серьезных перемен ожидать не стоит, их просто не будет. И в этом смысле настроение электората спокойное и деловое: во-первых, решать свои проблемы, и во-вторых, когда придет время голосовать, тогда люди и пойдут. А заранее возбуждаться по поводу того, "за кого я буду голосовать, что вообще случится, переломный это момент в нашей истории или нет" – большинство людей так не настроены. Именно поэтому мы видим такую "низкопрофильную" кампанию, идущую достаточно спокойно, в традиционном режиме, который не предполагает больших политических сюрпризов, потому что на политической арене какие-то яркие новички пока не засветились, и очевидно уже не засветятся. Расклад сил более-менее понятен даже простому обывателю и именно поэтому простой обыватель ведет себя вполне привычно и без особого возбуждения.Что касается освещения кампании в медиасреде, то здесь тоже очевидно, что журналисты – это часть общества, и на них распространяется тот же тип настроя. Потому что, если бы были какие-то сенсационные моменты, которые создавали бы некую интригу, безусловно, это было бы использовано. И формат освещения был бы более насыщенным и широким. Но поскольку особой интриги нет, приходилось размазывать в течение двух недель какие-то отдельные технические моменты, как, например, регистрация списка одномандатников Партии пенсионеров. Но особой интриги это все равно не создает.

Плюс можно добавить еще один момент. С приходом Эллы Памфиловой на пост председателя ЦИК ожидания радикально-оппозиционной части нашего общества насчет того, что опять удастся оживить тему фальсификации выборов, резко снизились. Памфилова сразу поставила себя «на твердую ногу» и заявила однозначно, что ее цель – обеспечить максимальную прозрачность выборов. В этом смысле у людей появился дополнительный фактор спокойствия и уверенности, что действительно голос не пропадет и результаты будут учтены. И это тоже отражается на ситуации, которая сейчас сложилась.