МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА ВЫБОРАМИ УТРАТИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РОССИИ

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА ВЫБОРАМИ УТРАТИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РОССИИ

27 июля 2016 г. 15:12
ЦИК пригласил для участия в международном наблюдении за сентябрьскими выборами почти девять десятков организаций, государств и посольств. Список еще не закрыт, но уже началась подготовка к аккредитации наблюдателей. Так, СНГ уже предоставил сведения о первой группе – примерно 16 человек, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ официально заявило 4 человек, а всего собирается отправить 80 долгосрочных (которые начнут работу с середины августа) и 420 краткосрочных наблюдателей на предстоящие осенью выборы в Госдуму.Приглашать наблюдателей на предстоящие выборы могут ЦИК, Министерство иностранных дел России, Государственная Дума. МИД уже направил официальные приглашения в исполком СНГ и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Центризбирком в ряд международных организаций, еще семь организаций получили приглашения по линии Госдумы. А по приглашению председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой участвовать в наблюдении за предстоящими выборами депутатов Госдумы смогут послы 28 стран Европейского союза, аккредитованные в России, а также послы Швейцарии и Японии. ЦИК уже пригласил в том числе и Федеральную избирательную комиссию США и Центральную избирательную комиссию Украины.На выборах президента России в 2012 году было аккредитовано 685 международных наблюдателей, в том числе представляющих международные организации. Присутствие международных наблюдателей на выборах такого уровня – стандартная процедура во всех странах, российские наблюдатели также выезжают за рубеж в моменты подготовки и проведения голосований.Постоянный эксперт "Политаналитики", директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов обращает внимание, что некоторые страны, такие как США и Великобритания, не допускают наблюдателей на собственные выборы, а России пришлось пройти большой путь, чтобы выстроить систему взаимоотношений, которая не позволила бы иностранным наблюдателям как-либо влиять на итоги голосования:— Традиционно на федеральные выборы приглашается большое количество наблюдателей. Этот раз - не исключение, но нельзя говорить, что ожидается беспрецедентно большое количество наблюдателей, оно такое же приблизительно, как всегда. Федеральные выборы в России традиционно представляют интерес для разных международных организаций, для парламентов, посольств, и в избирательном законодательстве существуют соответствующие положения о международных наблюдателях. Россия приглашает многих, кто изъявляет желание поприсутствовать в качестве международного наблюдателя, мы принимаем всех, показываем, нам скрывать нечего. В этом году единственные, кому было отказано в приглашении – это наблюдатели ПАСЕ, об этом Нарышкин высказался некоторое время назад. Связан данный отказ с теми мероприятиями антироссийского характера, которые в этой организации проходят, мы считаем их некорректными. Наши выборы традиционно проходят в максимально открытом режиме для наблюдателей, многие приезжают, многие удивляются совершенствованию раз от раза избирательной системы, самих процедур. И в этом году ожидаются профессиональные наблюдатели не только от международных организаций, таких как парламентская ассамблея СНГ, например, но и наблюдатели от общественных организаций. Пригласили, например, БДИПЧ ОБСЕ. Про нее отдельно надо сказать - это контора, которая тоже славится специальными ангажированными мониторингами по постсоветскому пространству. Они нанимают, как правило, местных жителей для своих целей. Насколько я понимаю, в сегодняшней ситуации партнерской организацией для БДИПЧ выступит тот же самый "Голос", который зафиксирован как иностранный агент у нас в стране, получающий финансирование из-за рубежа и занимающийся как раз политической деятельностью в части мониторинга выборов, это у них написано в уставе. И вполне вероятно, что по той же схеме они получат финансирование и предоставят своих наблюдателей, экспертов или просто "пехоту".Конечно, международное наблюдение – мы затронули историю с БДИПЧ – использует и практику манипулятивных технологий. Сегодня мы этому менее подвержены в том плане, что понимаем цену таким вещам и понимаем, как это работает, и не слишком ориентируемся на них. Но мы помним, как это работало на Украине, как это у нас в 90-е работало, когда нас фактически шантажировали тем, что эти специальные наблюдатели от специальных организаций вынесут неблаговидный вердикт по вашим выборам, если... И дальше уже шло перечисление: если у вас будет та, а не эта власть; та, а не эта процедура и так далее. То есть, это по сути – вмешательство во внутренние, суверенные дела. Сегодня для противодействия этому существует серьезный фильтр в избирательном законодательстве, осуществлены серьезные "прививки" в обществе. В том числе, из самых действенных – последняя украинская, когда все это широко применялось в последних, "межмайданных" выборах. Вообще хочу сказать, что такой институт, как "международное наблюдение" в ряде европейских стран "старой демократии" не просто не практикуется, а даже запрещен. Вот, к примеру, в Великобритании нет международного наблюдения в принципе. Британцы считают, что не нуждаются в какой-либо внешней оценке, тем более, оценке своих собственных суверенных процедур во время выборов. Единственное исключение было сделано 2 года назад, во время шотландского референдума о выходе, когда чуть-чуть не хватило, чтобы выйти: это настояли шотландцы, потому что не сильно доверяли, видимо, своим английским товарищам. Британия в этом смысле является постоянным объектом критики и со стороны БДИПЧ ОБСЕ, и со стороны других общеевропейских институтов.В США международных наблюдателей не просто нет, а они вообще исключены. Есть такая категория, как "гость выборов", которым может быть человек, которого приглашает одна из сторон: партия, например. Можно пригласить посмотреть, как у них происходят выборы. Но ни на какой участок вы не попадете, никакого статуса и мандата не получите, будете перемещаться только за руку с представителем этой партии, у которого есть соответствующие полномочия – и тогда вы, может быть, что-то увидите.У нас же выборы полностью открытые, международные наблюдатели имеют широчайшие полномочия: могут зайти на любой участок, в любой штаб, любой избирком, имеют право попросить посмотреть и даже скопировать любые документы, касающиеся процесса выборов и не содержащие личных данных. Это максимальная открытость и прозрачность. Единственное, о чем мы попросили людей, которые приезжают в качестве международных наблюдателей – это заниматься ровно тем, что они декларируют в своих анкетах: наблюдением за выборами, за соответствием процедуры избирательному законодательству и так далее. А не заниматься пропагандистской или другой деятельностью, которая не вписана в этот статус. Вот и все требования, которые у нас есть к международным наблюдателям. Остальное – пожалуйста, смотрите и оценивайте. Нам нечего скрывать.