ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПРОЕКТ “ДЕПУТАТ-КЛУБ” ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ: ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ПАРТИЙ, ПОЛИТИКОВ И КАНДИДАТОВ

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПРОЕКТ “ДЕПУТАТ-КЛУБ” ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ: ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ПАРТИЙ, ПОЛИТИКОВ И КАНДИДАТОВ

21 июля 2016 г. 16:57

До выборов депутатов Государственной Думы VII созыва, которые состоятся 18 сентября, осталось 60 дней. В связи с приближением этого события, а также весьма скорым повышением накала предвыборной борьбы запущен в полноценную работу интернет-проект “Депутат-Клуб”

По просьбе “Политаналитики” один из координаторов проекта, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов подробно рассказал о возможностях, функциях и задачах “Депутат-Клуба”:

— Исследовательский проект "Депутат-Клуб" запущен нами в апреле этого года. Что он из себя представляет? Его основная задача заключается в изучении влияния Интернета на выборы: как сопрягается интернет-аудитория и офлайн аудитория, то есть та, которая ходит на выборы. Первую эмпирику мы получили на праймериз, когда на портале "Депутат-клуб" была организована площадка, где можно было поддержать того или иного кандидата в рамках праймериз “Единой России”. Почему ЕР - потому что только эта партия пошла на проведение праймериз, другие этим не занимались. Системная оппозиция говорила об этом, но толком ничего не сделала, эту опцию почему-то все проигнорировали. Нам важны были эмпирические данные, связанные с участием интернет-аудитории в электоральном процессе. Праймериз стали своего рода репетицией электорального процесса.

За месяц работы в ходе праймериз этого интернет-опроса, или голосования, в нем приняли участие более 2,5 миллионов человек, т.е. интерес огромен к подобным вещам, имеется в виду голосование через интернет. Аудитория в трендах показывала приблизительно то же электоральное поведение, какое и в итоге происходило в офлайне. Конечно, в нюансах есть расхождения, понятно, одно от другого отличается, но в трендах совпадает. Почему? Потому что, во-первых, за последние 5 лет более чем в 5 раз увеличилось количество пользователей интернета в России, это примерно каждый третий гражданин. Интернет перестал быть игрушкой только больших городов-миллионников, интернет пошел в регионы, включая самые отдаленные. А даже самые активные в электоральном смысле пользователи находятся не только в столицах, больших городах, но и в глубинке. Для них это тоже средство соучастия в той или иной степени, там, где затруднено их физическое участие.

Интернет за эти пять лет повзрослел. Если 5 лет назад средний возраст пользователя интернета был где-то 18-19 плюс, то на сегодняшний день можно говорить, что это 35-36 плюс, это не только молодежь, что тоже влияет на активность и на параметры совпадения в трендах онлайн и офлайн.

Конечно, праймериз – это своеобразная вещь, это партийная история, хотя она была в этот раз открыта для участия всех: и как участники-кандидаты, так и каждый гражданин страны мог принять участие в голосовании, отдать предпочтения тому или иному кандидату, поддержать какого-то конкретного человека, а то и нескольких. Это была в прямом смысле рейтинговая история.

Но тогда речь шла непосредственно о процессе самих выборов, а сегодня мы открыли голосование на площадке "Депутат-Клуб" в пользу одномандатников. Мы замеряем эмпирическую поддержку именно одномандатников со стороны интернет-аудитории. Конечно, это немного другая история, она и масштабней с одной стороны, и жестче - с другой. Здесь все-таки работает принцип “один человек - один голос”. Если в рейтинговом голосовании на праймериз можно было за всех проголосовать, но только один раз, то здесь можно выбрать только одного человека, желательно из своего региона, и если кто-то выберет из другого, то у себя он проголосовать уже не сможет. То есть, система устроена таким образом, что невозможно два раза проголосовать.

При этом в отличие от реальных, “физических” выборов, на нашем портале в течение всего времени, пока 18 сентября будет идти голосование, можно отозвать свой голос и передать кому-то еще. То есть в зависимости от того, как будет идти кампания, как кандидат будет показывать себя, человек может забрать свой голос и отдать его за другого политика. Это происходит в автоматическом режиме, если вы голосуете за следующего, то ваш предыдущий голос за того, кому вы отдали перед этим, будет отозван. Эта опция "передумать" у нас есть, в отличие от физических выборов. У нас это возможно, потому что голосование на портале растянуто на всю кампанию.

Конечно, в тестовом режиме мы сталкивались с разными, чисто техническими попытками накрутить число голосов извне. На праймериз нам удалось отработать механизм защиты, механизм фильтрации нечестных попыток накрутить голоса или обмануть сайт через робот и так далее. Есть средства программной защиты, есть идентификация личности – через капчу, сохраняется принцип анонимности, так же как на реальных выборах, не фиксируются ни ip-адреса, ни личные данные. Конечно, стопроцентно защитить ресурс от тор-сервисов невозможно, но на это также есть свои хитрые способы выявить подобные махинации и потом их удалить, чтобы соблюсти чистоту и честность голосования.

С сегодняшнего дня мы начинаем полноценно работать, практически 90% участников заведены в базу нашего портала, сейчас дополняется фото-контент и другие разделы и категории. Мы загружаем тех, кто прошел регистрацию ЦИК. Некоторые еще собирают подписи и пока не заявились в качестве зарегистрированных участников. Естественно, по мере их регистрации мы будем их вносить.

Проект открыт для всех: и для граждан, и для самих участников, для их штабов и так далее. Открыт для любых замечаний, пожеланий, уточнения данных и так далее. (info@deputat.club )

Помимо того, что это исследовательский проект нашего института, мы бы хотели видеть его как проект массовый и общий для всех, кто способствует открытости, честности, точности избирательного процесса. Мы ожидаем соучастия максимального количества людей, в том числе и через современные интернет-технологии и здесь важно отметить, что голосование на нашем портале не заменяет физического голосования 18 сентября – в этот день нужно прийти и проголосовать. А на портале “Кандидат-Клуб” мы будем видеть, как в зеркале, отображение того, как проходят кампании кандидатов. В том смысле, как и кому отдают предпочтения люди.

В октябре мы планируем опубликовать доклад под названием “Интернет и выборы”, который будет опираться на эмпирические данные, полученные с помощью портала "Депутат-клуб" и в ходе весенних праймериз ЕР, и на голосовании 18 сентября в одномандатных округах.