ПАРНАС ПЫТАЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ СВОЙ ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПРОВАЛ ФОНОВОЙ КАМПАНИЕЙ

ПАРНАС ПЫТАЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ СВОЙ ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПРОВАЛ ФОНОВОЙ КАМПАНИЕЙ

13 июля 2016 г. 15:24

ПАРНАС планирует инициировать референдум за возвращение выборов глав городских округов и муниципальных районов. Пока в отдельно взятой Челябинской области, где представители партии подали документы в избирательную комиссию. Теперь у местного избиркома есть 15 дней на проверку обращения, затем оно может быть рассмотрено законодательным собранием региона, и, при одобрении депутатов, затем возможно проведение референдума. В самом ПАРНАСе мало верят в возможность даже проведения голосования за возвращение прямых выборов глав городов и районов хотя бы в одном регионе, один из инициаторов уже заявил, что не рассчитывает пройти депутатский фильтр.

В партии не скрывают, что эта заявка должна стать лишь одной из многих кампаний по всей стране в преддверии парламентских выборов. Подобное привлечение внимания должно стать частью агитационной стратегии. Эксперты признают, что это неплохой ход, на который население в любом случае обратит внимание, но вряд ли сильно повысит почти нулевые шансы ПАРНАСа набрать хотя бы 3% на осенних выборах в Госдуму.

Константик Калачев, глава “Политической экспертной группы”, в специальном комментарии для “Политаналитики” обращает внимание на неподготовленность партии к реальному воплощению этой идеи из-за внутренних проблем, а также большую конкуренцию на поле возврата местных выборов:

— Тема возвращения прямых выборов мэров в крупных городах имеет общественную поддержку. Но она лежит на поверхности, и только ленивый эту тему не поднимал на выборах разного уровня и от лица различных партий, ПАРНАС здесь отнюдь не первопроходец.

Я думаю, что для ПАРНАСа это в первую очередь инструмент попадания в медийную повестку, и в том случае, если удастся мобилизовать какое-то количество агитаторов, с этой темой можно входить в квартиры избирателей. Пока партия слишком мало известна, а если известна, то чаще со знаком минус, ПАРНАСу нужны сюжеты, темы, которые, с одной стороны, создают долгоиграющие информационные поводы, а с другой стороны, являются как бы точкой входа в выборную кампанию.

Представьте себе: вам звонит в дверь человек и говорит: "здравствуйте, я агитатор Партии народной свободы" — вы вряд ли ему откроете. А если "здравствуйте, я собираю подписи за проведение референдума за возвращения прямых выборах мэров нашего города" – не гарантировано, но чаще всего, дверь будет открыта. Это уже создает условия для диалога.

Кроме всего прочего, ПАРНАС исходит в данном случае из того, что при обращении в региональные избирательные комиссии с темой референдумов, они будут получать отказ. То есть я думаю, партия заранее планирует, что комиссии не будут регистрировать инициативные группы, либо будут регистрировать, но будут отказывать в дальнейшем, в принципе, для ПАРНАСа здесь важен не результат, а процесс. Не победа главное, а участие – об этом и говорят представители партии: в Челябинской области областная избирательная комиссия откажет, значит, будут обращаться с этой инициативой снова и снова. Условно говоря, первый этап, – регистрация инициативной группы, а потом сбор подписей, – партию не очень сильно волнует. Для них важнее другое – то, что эту акцию можно использовать для привлечения внимания к себе, и более того, в случае организации сбора подписей в поддержку референдума они надеются, что часть подписантов могла бы проголосовать за эту партию.

У этой темы есть два серьезных изъяна. Один связан с организационными возможностями ПАРНАСа: мне очень трудно представить, что региональные отделения партии в состоянии организовать реальный сбор подписей. И я так полагаю, что скорей всего Касьянова и Мерзликина будут вводить в заблуждение, региональные отделения будут просить деньги на организацию сбора подписей, деньги с большой вероятностью растворятся, а подписи будут, в лучшем случае, рисоваться. Это одна проблема.

Вторая проблема: как я уже сказал, ПАРНАС в этом вопросе не первопроходец, поэтому можно ожидать, что эту же тему будут поднимать и другие партии, и не только для того, чтобы “потролить” ПАРНАС (какой смысл “тролить” того, у кого рейтинг меньше 1%?), а потому что для них это тоже инструмент попадания в медийную повестку и вхождения в квартиры потенциальных избирателей. Это нормальная фоновая кампания, и я полагаю, что в скоро времени мы услышим заявления (и они уже ранее звучали) представителей других партий о том, что они выступают за возвращение прямых выборов мэров, соответственно, в этих заявлениях инициатива ПАРНАС просто растворится и в дальнейшем будет не так заметна.

Ну а пока ПАРНАС своего добился, как известно, “всё реклама – кроме некролога”, в любом случае, о них пишут, это уже хорошо, и еще многие СМИ на этой теме отметятся. Я не думаю, что бюджет ПАРНАС на выборы очень велик, и если их штаб предполагает бросить деньги на сбор подписей, считая, что это лучшая агитационная кампания, то надо иметь в виду, что в региональных отделениях на эти деньги совсем другие виды, поэтому поживем – увидим результат. Но во всяком случае, ПАРНАС таким образом хотя бы смог переключить внимание со своих внутренних проблем на какую-то другую тему.