КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

5 июля 2016 г. 18:01

Президент, сотрудники кремлевской администрации, лидеры партий и главы палат федерального парламента являются самыми влиятельными политическими и общественными деятелями страны. Таковы данные исследования “Политический класс России”, подготовленного аналитиками "Центра политических технологий". В поле зрения экспертов попали 145 персон. Опираясь на медиаиндексы, а также экспертные и открытые опросы, удалось получить картину веса и влияния рассматриваемых политиков и представителей эстеблишмента.

Рейтинг разделен по сферам деятельности. В группе “Федеральные государственные институты” первое место занимает президент Владимир Путин, далее глава его администрации Сергей Иванов и премьер-министр Дмитрий Медведев. В десятку вошли первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин, министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, директор ФСБ Александр Бортников, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Вторая десятка состоит преимущественно из членов правительства. Представители законодательной ветви власти оказались лишь в пятом десятке: председатель Конституционного суда Валерий Зорькин занял 41-е место, а председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев — 43-е.

Спикеры верхней и нижней палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин возглавили группу “Партийно-парламентская элита”. Им уступают лидеры КПРФ Геннадий Зюганов и ЛДПР Владимир Жириновский, а также единороссы – секретарь генсовета “Единой РоссииСергей Неверов и первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. А вот лидер “Справедливой РоссииСергей Миронов оказался в этой группе даже ниже сопредседателя центрального штаба Общероссийского народного фронта Александра Бречалова – они занимают 8 и 7 места соответственно. Из непарламентской оппозиции лишь Алексей Навальный расположился на достаточно высоком 13-м месте. Григорий Явлинский попал в тринадцатый десяток списка, а Михаил Касьянов на предпоследнее 144-е место.

В региональной части рейтинга самыми влиятельными признаны мэр Москвы Сергей Собянин, глава Чечни Рамзан Кадыров, президент Татарстана Рустам Минниханов, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и руководитель Подмосковья Андрей Воробьев. Среди бизнесменов лидируют президент “РоснефтиИгорь Сечин, директор “РостехаСергей Чемезов, крупный акционер банка “Северный морской путьАркадий Ротенберг, председатель правления “ГазпромаАлексей Миллер и глава Сбербанка Герман Греф. Эксклюзивный комментарий о целях и результатах работы над рейтингом “Политаналитике” дал политолог, заместитель директора “Центра политических технологий” Алексей Макаркин:

— Главная мысль рейтинга – попробовать посмотреть на нашу элиту не просто исходя из линейного принципа (то есть, номер 1, 20, 40), а посмотреть на конкретные группы, которые входят в состав нашей элиты: каково представительство парламентских политиков, предпринимателей, и т.д.

Понятно, что есть общий рейтинг, в который входят с точки зрения экспертов самые влиятельные фигуры. Но мы хотели рассмотреть ситуацию не только, что называется, зацикливаясь на самых влиятельных, но и посмотреть на тех людей, которые продвинулись в том или ином сегменте. Нам были интересны люди, которые проявляют публичную активность, занимаются партийной деятельностью, законотворчеством; посмотреть на их роль в своих сегментах.

Наверное, верхняя часть списка предсказуема. Можно говорить, что несколько неожиданными оказались конкретные места, но первые несколько десятков фигур были предсказуемы. Единственная проблема – особенности внутренней расстановки. Есть такой момент, что у нас немного преувеличивается роль политики аппаратной. Да, она играет большую роль, с этим невозможно спорить, это связано с особенностями политической культуры, с механизмами принятия решений, но при этом и публично-политическая сфера также заслуживает изучения, там тоже происходят интересные процессы, выдвигаются широко обсуждаемые, часто спорные или даже конфликтные инициативы, на момент работы над рейтингом шла подготовка к избирательной кампании. Сейчас кампания уже официально началась, но когда мы этот рейтинг готовили, был еще предыдущий этап, и было интересно посмотреть, как события, связанные не только с кадровыми перестановками, не только оценками влияния тех или иных фигур во власти, но и публично-политические события влияют на оценки, которые даются экспертами.

Вообще, российский парламент принято ругать, и действительно он очень уязвим в этом смысле, но вряд ли стоит сомневаться в том, что если роль предыдущего парламента сводилась, по сути, к “полуторопартийной” системе, оппозиция вообще ни на что не могла влиять, то сейчас роль оппозиции в парламенте выросла. Можно спорить по поводу того, к чему это привело, потому что оппозиция оказалась отнюдь не либеральной и многие ужесточающие законы принимались консенсусом 4-х партий. Но в том же время другие законы вызывают серьезные дискуссии. То есть, парламент стал местом для дискуссий в ряде случаев, и его решения активно обсуждались обществом. Парламент оказывается в центре внимания, и эти аспекты мы тоже хотели подчеркнуть. Поэтому довольно большое внимание мы уделили партийным политикам, депутатам, так как они тоже являются немаловажной частью механизма принятия решений.