ФОНД ИСЭПИ ПРОВЕЛ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ ПАРТИЙ НА СТАРТЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ 2011 И 2016 ГГ.

ФОНД ИСЭПИ ПРОВЕЛ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ ПАРТИЙ НА СТАРТЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ 2011 И 2016 ГГ.

30 июня 2016 г. 19:17

Президент России Владимир Путин 17 июня подписал указ о проведении Единого дня голосования 18 сентября 2016 года, и таким образом официально открыл кампанию по выборам депутатов Госдумы 7-го созыва. К 28 июня все парламентские партии провели финальные, – предвыборные, – съезды. В связи с уже официальным началом большого электорального цикла эксперты Фонда Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) тщательно проанализировали стартовые позиции парламентской оппозиции в этом году и сравнили полученные результаты с предвыборными рейтингами этих партий на момент начала кампании 2011-го года.

Кроме того, специалисты ИСЭПИ также провели сравнительный анализ рейтингов ключевых институтов федеральной власти перед выборами 2011-го и 2016 года, включая оценки уровня доверия президенту страны Владимиру Путину и правящей партии "Единая Россия".

Портал "Политаналитика" представляет вниманию своей аудитории выводы, сделанные экспертами Фонда ИСЭПИ в ходе проделанной работы.

РЕЙТИНГИ КЛЮЧЕВЫХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ НА СТАРТЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ

2011 год

ВЫВОДЫ:

– за время кампании доверие к В. Путину упало на 11% (а сразу после дня голосования – еще на 2-4%, до 44% у ФОМ и 37% у ВЦИОМ);

– за время кампании рейтинг ЕР упал на 14% (а сразу после дня голосования – еще на 2%, до 34%), однако падение с конца января по конец сентября составило лишь 7-8%;

– на протяжении кампании уровень доверия В. Путину и рейтинг ЕР шли в связке, но под воздействием агитации против партии падение рейтинга В. Путина оказалось сильнее (разница рейтингов В. Путина и ЕР на входе в кампанию «плюс 12%», за месяц до ЕДГ – уже лишь «плюс 8%»);

– первый резкий спад рейтингов В. Путина и ЕР случился в феврале (за 10 месяцев до выборов в Госдуму), а основной спад пришелся на последний месяц кампании (ноябрь – начало зимней депрессии и агитационный удар против ЕР).

2016 год

ВЫВОДЫ:

– в начале 2016 года уровень доверия В. Путину выше на 14% (в открытых вопросах) или на 21% (в закрытых вопросах), чем в начале 2011 года;

– в начале 2016 года (календарный график) рейтинг ЕР находился на том же уровне, что и в начале 2011 года. Однако по графику проведения выборов в этот же период кампании, т.е. за 9 месяцев до ЕДГ, рейтинг ЕР выше на 5-7%;

– в январе наблюдается первый спад рейтинга ЕР, аналогичный февралю 2011 года, тогда как уровень доверия В. Путину в начале года – в целом в стабильной зоне;

– в начале 2016 года уровень доверия В. Путину выше рейтинга ЕР на 30% (по закрытым вопросам), тогда как в 2011 году – лишь на 12%;

– если в 2011 году доверие к В. Путину падало быстрее рейтинга ЕР, то в 2016 году доверие к В. Путину ослабляется строго в графике ЕР («минус 3-4%»), но при гораздо более высокой стартовой базе;

– накануне съезда партии в 2016 году рейтинг ЕР на 2-4% выше, чем накануне съезда партии в 2011 году;

– календарный график снижения рейтинга ЕР в 2016 году повторяет динамику 2011 года – «минус 5-7%» за первое полугодие. Но по графику проведения выборов, т.е. накануне съезда партии, рейтинг ЕР на 2-4% выше 2011 года;

– При повторении тенденций 2011 года, с учетом агиткампании против ЕР в июне и августе-сентябре, рейтинг ЕР к ЕДГ-2016 может снизиться до 40% и оказаться на 4% выше, чем накануне ЕДГ-2011. Это позволит ЕР рассчитывать на результат на выборах в интервале 45-50%;

– предвыборная волна негатива в адрес ЕР разбита на два этапа – по 4-5 недель в июне и в период с конца августа по 18 сентября. В 2011 году контркампания против ЕР заняла один длительный этап 10 недель (с 24 сентября по 4 декабря).

РЕЙТИНГИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ НА СТАРТЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ

2011 год

ВЫВОДЫ:

– за первое полугодие 2011 года, т.е. в предкампанию суммарный рост рейтингов оппозиции в среднемсоставил около 5% (ФОМ – 3%, ВЦИОМ – 7,5%);

– рейтинги КПРФ в агитпериод почти не росли («плюс 1%»), но в день выборов КПРФ стала главным бенефициаром ситуативного голосования неопределившихся и дисциплинированности своего электората (результат на самих выборах превысил 19%);

– основной прирост ЛДПР и СР пришелся на агитационный период: с октября по ноябрь ЛДПР – «плюс 3%», СР» - удвоила рейтинг, «плюс 5%». КПРФ за это время выросла лишь на «плюс 1%»;

– под воздействием длительной основной фазы кампании (сентябрь-ноябрь) доля тех, кто «не стал бы участвовать в выборах», падает в среднем на 5% (до 13% у ФОМ, до 11% у ВЦИОМ). Доля затрудняющихся за агитпериод выросла лишь на 2%, несмотря на повестку «голосуй за любую партию, кроме ЕР»

2016 год

ВЫВОДЫ:

– как и в 2011 году, за первое полугодие, т.е. в предкампанию, суммарный рост рейтингов оппозиции тоже около 5%;

– если в 2011 году в период предкампании основной рост показала КПРФ, то теперь до начала основной кампании сильнее всего прибавила ЛДПР («плюс 3%»). Причем в отличие от КПРФ и СР, ЛДПР в период предкампании не прибегала к жесткой критике в адрес ЕР;

– рейтинг КПРФ, в отличие от восходящей тенденции в период предкампании 2011 года, остается фактически неизменным («плюс 1%»). Однако в отличие от ЛДПР, у КПРФ по-прежнему самый дисциплинированный электорат;

– в отличие от 2011 года, в течение всей предкампании СР находится в проходной зоне (рейтинг 5% и выше). Угроза повторения летнего снижения, как в 2011 году, будет зависеть от интенсивности кампаний малых партий (летом 2011 года рейтинг СР снизился на фоне раскрутки «Правого дела»);

– накануне партийных съездов рейтинги ЛДПР и СР в среднем на 2% выше, а КПРФ – на 2% ниже, чем на аналогичном этапе выборов 2011 года - перед сентябрьскими съездами;

– накануне партийных съездов в 2016 году уровень определенности электоральных предпочтений в среднем на 3% выше, чем 5 лет назад (в сентябре 2011 года «затруднялись ответить» в среднем 12%, в 2016 году – в cреднем 9%); бенефициарами являются нынешние парламентские партии

– при ответе на вопрос об электоральных предпочтениях нежелание идти на выборы в 2011 году было немного выше, чем в аналогичной точке нынешней кампании (перед сентябрьскими съездами 2011 года позицию «не пойду на выборы» заявляли от 16% до 18%, перед июньскими съездами 2016 года – от 12% до 16%). Но благодаря основной фазе агиткампании, к моменту ЕДГ-2011 интерес к выборам заметно вырос («плюс 5%»).