НАЗВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ – НЕ ГЛАВНОЕ СХОДСТВО ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ КПРФ И СР

НАЗВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ – НЕ ГЛАВНОЕ СХОДСТВО ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ КПРФ И СР

28 июня 2016 г. 14:33

В конце июня проходят съезды всех ведущих политических партий. Разумеется, самыми заметными стали мероприятия “Единой России”, КПРФ, “Справедливой России” и ЛДПР. Все партии озвучили списки своих кандидатов на предстоящих выборах и обнародовали предвыборные программы. Документы по идее должны быть рассчитаны на реализацию после успешных выборов для каждой конкретной партии, но в реальности программой действий является лишь план ЕР. Остальные же играют скорее на негативе – критике правительства, несколько различаясь лишь в основных акцентах. Так, главные “левые” партии КПРФ и СР схожи в общем, но расходятся в частностях. Обещая изменить все и навсегда, КПРФ много внимание уделяет экономической составляющей, а “Справедливая Россия” сконцентрировалась на социальных пунктах.

Какой вклад внесут в итоговый результат партий на выборах именно предвыборные обещания, говорить трудно: у КПРФ есть стабильный электорат, а для СР характерно нарастание симпатий избирателей ближе к выборам. На данный момент эксперты склоняются к тому, что КПРФ, вполне обыденно, займет второе место, а вот СР придется потрудиться, чтобы преодолеть 5%-й барьер, но это вполне реально.

Если же говорить о программах, то план СР называется “25 социальных шагов”, а документ КПРФ – “10 шагов к достойной жизни”, но наличие числительных в названиях – не единственное и даже не главное их сходство, отмечает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в специальном комментарии для “Политаналитики”:

— Действительно, наблюдается определенная схожесть и программ, и политической деятельности КПРФ и СР, обе партии активно отрабатывают левую повестку, что видно по их предвыборным программам. Естественно, что КПРФ пытается выступать несколько радикальней, и естественно, в большей степени апеллирует к ностальгии по советскому периоду. Но в то же самое время, если говорить о позиционировании этих программ, то они обе антиправительственные, что неизбежно и закономерно, поскольку критиковать президента ни КПРФ, ни СР не хотят и опасаются. Поэтому единственной, и причем весьма удобной, именно для левой партии мишенью становится правительство, учитывая также тот факт, что глава правительства является лидером списка их главного соперника – ЕР. Поэтому такая левая критика обрушивается на правительство и косвенно задевает ЕР, поскольку они в контексте избирательной кампании взаимосвязаны.

Интересно также то, что обе партии неплохо поработали над своими программами в том смысле, что им была придана структурная четкость, определенное количество пунктов: 25 позиций у СР, у КПРФ десять. То есть они пытаются сделать свои программы более организованными и более четкими.

И, конечно, они прямо или косвенно не могут не играть на кризисной социально-экономической ситуации, поэтому их мечта и надежда состоит в том, что их левая повестка может быть востребована обществом в нынешних условиях, хотя у меня нет полной уверенности, что этот расчет является оправданным. Это вроде бы лежит на поверхности в нынешних условиях, но мне думается, что ЕР со своей стороны в состоянии организовать свою программную деятельность таким образом, чтобы выглядеть вполне убедительной для общества и в качестве антикризисной силы. То есть, решающей здесь и сейчас, занимая властную позицию, разрешая актуальные социально-экономические проблемы.

Что касается итогового результата партий на выборах, с политтехнологической точки зрения ситуация неизбежная, все понимают, что ЕР выигрывает эти выборы, это виртуальная конкуренция в борьбе за второе место, при чем именно виртуальная, поскольку пока СР находится далеко не на выигрышных позициях в этой борьбе. Но виртуальная конкуренция – неизбежная часть информационной повестки. Учитывая, что СР пытается играть на том же поле, что КПРФ, она не может как минимум не декларировать, что она на этом поле перспективнее и сильнее, чем КПРФ. Но я бы сказал, что у КПРФ больше шансов занять второе место. СР склонна выдвигать громкие декларативные лозунги, что свойственно, кстати, и для ЛДПР, для них это способ привлечь к себе внимание, и одновременно прагматическая цель, которая состоит в том, чтобы получше мобилизовать свой актив. Потому что, если есть мечта и цель занять второе место, это создает и больше мотивации для кандидатов в депутаты, для партийного актива.