ШЕСТОЙ СОЗЫВ ГОСДУМЫ ОТЛИЧАЛСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МЕЖФРАКЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ШЕСТОЙ СОЗЫВ ГОСДУМЫ ОТЛИЧАЛСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МЕЖФРАКЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

24 июня 2016 г. 12:58

Последнее заседание Государственной Думы шестого созыва ознаменовалось принятием целого ряда законопроектов. Уже в первой половине дня депутаты ужесточили требования к застройщикам при долевом строительстве многоквартирных домов, приняли пакет антитеррористических мер, утвердили поправки в закон о торговле, который позволит снять поборы с производителей и регламентировали деятельность НКО, оказывающих общественно полезные услуги.

Вместе с тем, и в самой нижней палате, и в экспертном сообществе подводят итоги работы этого созыва. За эти пять лет родилось много новых инициатив, традиций и форматов, уверен председатель Думы Сергей Нарышкин. Серьезно выросло качество всей законотворческой деятельности, подчеркнул спикер.

Шестой созыв стал рекордным по числу переработанных законопроектов – из 6165 рассмотрений 1994 были приняты и подписаны президентом, 4171 отклонен. Не всегда удавалось достигать желаемых результатов, однако в целом можно смело говорить об эффективной работе. Член экспертного совета фонда ИСЭПИ Алексей Зудин эксклюзивно для портала “Политаналитика” выделил ключевые достижения нижней палаты:

— Государственная Дума активно работала весь этот период, и я думаю, что имеет смысл обратить внимание только на наиболее значимые результаты ее законодательной деятельности. И прежде всего, – об этом говорил Владимир Путин во время выступления, – это участие Госдумы в процессе воссоединения России и Крыма. Был принят соответствующий закон и Госдума активно участвовала в правовой интеграции нового субъекта в Российскую Федерацию. Это первое.

Второе. Давайте вспомним, с чего начинала Госдума, в какой обстановке приходилось действовать, и мы поймем, почему она уделила достаточно много внимания законодательству, которое условно можно назвать "защитным". Речь идет о принятии законов, поправок к законам, которые обеспечивали защиту России в целом и российских институтов от возможного влияния извне. Это были законы, призванные не допустить раскачивания ситуации, дестабилизации и российского общества, и российской политической системы. Это тоже были очень важные и своевременные законы.

И наконец, я бы обратил внимание, что все законы по большой реформе политической системы, которые были приняты в 2012-2014 годах, естественно, проходили через Госдуму и она играла самую активную роль и в их разработке, и в принятии. Вот таким образом я бы сформулировал законодательные итоги работы Государственной Думы.

Кроме этого, есть также очень важные политические итоги, и об этом также говорил президент в своем выступлении перед депутатами. К политическим итогам можно отнести то, что Государственная Дума стала работать в новом политическом качестве. Речь идет о том, что достаточно серьезно повысился уровень межфракционного сотрудничества и появился целый ряд законопроектов, которые разрабатывались представителями различных фракций. Раньше такая ситуация была скорее исключением.

Государственная дума работала очень активно. Вот это прозвище — “бешеный принтер” — ей было дано представителями несистемной оппозиции. И с учетом того, что упрек в отсутствии конкретных результатов деятельности является очень важной характеристикой традиционного отношения общественности к Государственной Думе, можно сказать, что этот созыв заложил основу для перелома общественного мнения о нижней палате в лучшую сторону. Имеет ли место этот перелом, если да, и если нет, то когда он случится и в каких масштабах, насколько улучшится общественное мнение о Государственной Думе — это могут показать только соцопросы. Но то, что Государственная Дума реально стала превращаться в постоянно и эффективно работающий орган, для которого скандалы и внутренние политические конфликты являются скорее исключением, а не правилом, как раньше — это факт. И я думаю, что со временем общественное мнение должно это увидеть и оценить.