РАБОТУ ДУМЫ ШЕСТОГО СОЗЫВА ОПРЕДЕЛЯЛО ВНЕЗАПНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕСТКИ

РАБОТУ ДУМЫ ШЕСТОГО СОЗЫВА ОПРЕДЕЛЯЛО ВНЕЗАПНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕСТКИ

24 июня 2016 г. 13:01

Сегодня, 24 июня, Госдума шестого созыва завершает свою работу. За пять лет этот состав стал рекордсменом по числу рассмотренных законопроектов. Работа началась с публичных дебатов парламентских фракций с партией большинства, однако уже вскоре появились поводы для консолидации – первым стал закон Димы Яковлева, запретивший усыновление российских сирот целому ряду стран. Затем международная повестка и вовсе радикально изменилась. Причиной тому стали украинские события и воссоединение Крыма с Россией в 2014 году. Волна санкций ЕС в отношении нашей страны вынудила принимать экстренные меры. Однако вместе с тем внутри нижней палаты сложился глубокий консенсус по внешнеполитическим вопросам.

У этого созыва были как достижения, так и неудачи. Далеко не все законопроекты принесли желаемый результат. Пример тому – неоднозначные меры по противодействию детской порнографии, которые разрешили внесудебную блокировку сайтов, заподозренных в ее распространении.

Немало внимания было уделено Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) – всего депутаты выдали к нему порядка 400 поправок. Как отмечают эксперты, в результате КоАП получился разбалансированным. Из-за чего теперь нельзя исключать, что понадобятся поправки и к Уголовному кодексу.

Но самое главное, что парламентариям удалось внести немало позитивных изменений в российскую политическую систему. Это подтверждают результаты соцопросов – рейтинг доверия Думе за пять лет работы вырос вдвое. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов специально для “Политаналитики” подвел итоги деятельности шестого созыва:

— Нынешний состав работал в достаточно непростых условиях, потому что эти пять лет прошли, мне кажется, не так, как многие депутаты планировали. Получилось так, что переписанная повестка дня очень сильно сказалась и на планах законодательной работы. Приходилось часто отвлекаться на сюжеты, которые становились топовыми и не могли пройти мимо внимания законодательной власти. Мне кажется, что сама объективная повестка переписала и законодательную повестку в том числе.

Напомню, что Дума сформировалась достаточно проблемно. После выборов начались митинги и это тоже наложило отпечаток на деятельность нижней палаты. Хотя бы потому, что под влиянием этих митингов Думе пришлось задуматься об изменении политического законодательства. Хотя, мне кажется, депутаты не думали, что придется возвращаться к вопросу реформы избирательного и административного законодательства. А, собственно, с этого Дума и начиналась, потому что приходилось обсуждать новые законы, поправки в закон "О политических партиях", избирательное законодательство менять. В этом плане достаточно много изменений произошло именно в политическом законодательстве страны. И это тоже, безусловно, результат работы депутатского корпуса.

Нынешний состав Думы принял новое избирательное законодательство: мы вернулись к смешанной системе парламентских выборов, к прямым выборам губернаторов — это тоже потребовало достаточно серьезных изменений. Реформировалось законодательство о формировании муниципальных органов власти, там достаточно мощный пакет поправок. То есть, серьезно изменились принципы формирования органов власти, что касается и законодательной федеральной власти, и региональной, и муниципальной тоже. И это достаточно серьезный блок, который приняли депутаты.

Еще до середины срока полномочий этого созыва появился мощный внешнеполитический блок в повестке: это началось уже в 2013 году, а в 2014-м стало понятно, что ситуация радикально изменилась. В 2012 году депутаты навряд ли предполагали, что в 2014 произойдет возвращение Крыма. А это тоже потребовало достаточно серьезной работы: не только законодательного внимания к новой территории, но и дополнительных изменений в законодательстве. Ну и конечно, это отложило отпечаток на работу Думы в целом.

Внешнеполитическая обстановка радикально поменялась, возникла история с Сирией. Это тоже повлияло на работу депутатского корпуса, в том числе и с точки зрения диалога с коллегами из западных стран, несмотря на антироссийские санкции. Это стало важно как раз для того, чтобы как-то ситуацию нормализовать и урегулировать. Я не думаю, что они изначально планировали отвлекаться на внешнеполитические истории, но пришлось это сделать, потому что повестка изменилась и депутатам оказалось сложно остаться в стороне.

Опять же, возникли вопросы безопасности и здесь довольно много изменений произошло в сфере законодательства. Например, регулирование публичной активности. Это вызвало неоднозначную реакцию, как мы знаем, но понятны причины, по которым это происходило: это и рост внешних вызовов, и общая дестабилизация ситуации в мире. И до сих пор мы наблюдаем, что в обществе дискуссия продолжается.

Последние "поправки Яровой", которые сейчас активно дебатируются, показывают, что эта тема оказалась в "топе" внимания депутатов, но это тоже следствие изменившейся внешней повестки. Разную реакцию вызывали действия Думы в этом сегменте: кто-то оказался недоволен, многие посчитали, что это соответствует тем вызовам, которые сейчас стоят. Но понятно, что Дума не может нравиться абсолютно всем и то, что ее деятельность вызывает дискуссии — это нормальная история.

Экономическая повестка, может быть, ушла в тень и только в последние полтора года снова вернулась. Здесь как раз депутаты многое не успели сделать и оставили следующему созыву достаточно большой фронт работы. И я думаю, что принципиальное отличие следующей Думы от уходящей будет заключаться в том, что нынешняя нижняя палата больше занималась вопросами политического, избирательного законодательства, политической повесткой, вопросами безопасности, а следующая уделит больше внимания экономике. И состав радикально поменяется, и работа парламента будет более акцентирована на развитии территорий в силу появления мажоритариев. Я думаю, что следующий состав и по персонам, и по повестке будет очень серьезно отличаться от состава, который только что завершил работу.