РАСШИРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШОС КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

РАСШИРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШОС КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

23 июня 2016 г. 16:04

В Ташкенте стартовал юбилейный, 15-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Он проходит на фоне новых угроз, стоящих перед Россией и ее азиатскими соседями. В преддверии форума было совершено нападение на казахстанский Актобе, к тому же участились случаи проникновения террористов из Афганистана и стран Ближнего Востока на территории центрально-азиатских государств. Эти и другие события скорректировали повестку саммита – ключевой темой дискуссии станет безопасность и противодействие экстремизму. Не обойдется и без обсуждения экономического сотрудничества, что особенно актуально на фоне вступления в организацию Индии и Пакистана. В экспертном сообществе полагают, что ШОС с каждым годом усиливает свое влияние на мировой арене. Согласен с этим мнением и заведующий Школой востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. О настоящем и будущем альянса он рассказал в эксклюзивном интервью “Политаналитике”:

— Первоначально ШОС многими, прежде всего, американцами, воспринимался как организация, не имеющая четкой повестки дня. Это было скорее объединение не "за", а "против": против присутствия США в Азии, против нестабильности, против терроризма.

Не было позитивной повестки дня. Позитивная повестка сформировалась приблизительно к 2014 году, может быть, чуть раньше. С этого момента ШОС двигается к тому, чтобы начать решать какие-то серьезные проблемы стабильности. Появилась экономическая повестка дня, а экономика – это очень важный момент стабильности. Постепенно начинает работать фонд ШОС, хотя нет никакого банка ШОС, и пока что не предполагается его создание.

Плюс к этому, ШОС начинает договариваться о единых действиях в области большой Азии. ШОС является очень важной площадкой для обсуждения. До этого никакой азиатской площадки для диалога не было.

Были другие региональные площадки, АСЕАН, например, но многостороннего диалога не было. ШОС переходит к такому формату. И особенно при расширении своего состава он может начать играть роль стабилизирующего фактора. Пока что ШОС не решил ни оной проблемы, но при этом у организации есть потенциал, чтобы двигаться в эту сторону.

Эффективность любой международной организации довольно сложно измерить, потому что это не коммерческая корпорация, где есть самые главные показатели ее деятельности – прибыль и так далее. Это не ВТО. Эффективность часто измеряется возможностью вести диалог. В этом плане ШОС приобретает все большую и большую эффективность.

Проблема в том, что страны, входя в ШОС, по-прежнему могут сохранять между собой напряженные или сложные отношения, как например сложные противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном, которые проявляются на уровне ШОС. И я напомню, что долгое время решения в ШОС принимались путем достижения абсолютного консолидированного мнения. Хотя формально в ШОС нет понятия вето, но все страны должны были принять одно и то же решение по одному и тому же вопросу. Как следствие, многие вопросы просто не решались годами, даже самые простые. Сейчас формат принятия решения начинает меняться, то есть, страна может оставаться со своим единоличным мнением, но при этом и общее решение может приниматься.

Да, действительно в течение многих лет Китай использовал ШОС для легитимизации собственных решений, для продвижения своих интересов. Для выделения двусторонних кредитов, которые выдавались якобы в многостороннем формате. Но здесь важно то, что Китай всегда так действует. Было бы странно, если бы он сдерживал свои усилия, имея возможности захватить большие экономические территории.

Я думаю, что сейчас положение может несколько измениться, потому что в организации появились два новых важных участника – Индия и Пакистан, которые вместе будут уравновешивать друг друга. Но чем больше будет усиливаться экономическая составляющая ШОС, тем большую роль будут играть страны с развитой экономикой.

Китай через ШОС имел возможность предоставлять более льготные условия странам Центральной Азии, но здесь, скорее, не вина Китая, а нехватка ресурсов в России для того, чтобы сыграть более эффективно на этом поле.

Вступление Индии и Пакистана в организацию я расцениваю больше со знаком “плюс”, чем со знаком “минус”, потому что ШОС меняет характер. Раньше он был узкорегиональной организацией, которая покрывала собой Восточную Азию (прежде всего, за счет Китая) и Центральную Азию (за счет России и стран Центральной Азии). Вступление этих стран переводит ШОС в разряд крупнейших надрегиональных организаций. Это важно, ведь возрастает ее влияние.

Вообще я полагаю, что ШОС должен расширяться. Возникнут ли какие-то проблемы в связи с этим? Нет, пока никаких новых проблем не будет. Те противоречия, которые были между Индией и Пакистаном, сохранятся, но зато возникает возможность для постепенного создания зоны свободной торговли в рамках ШОС, или, например, для консолидации экономических усилий. Скорее всего, ШОС будет расти в сторону экономической организации – на этом настаивает Китай и, на мой взгляд, это в интересах России. И чем больше стран, тем больше расширится зона эффективной торговли.