ВЫБОРЫ В ЧЕЧНЕ: МНОГОЕ РЕШАЕТСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ ЭЛИТНЫХ ГРУПП ПО СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ

ВЫБОРЫ В ЧЕЧНЕ: МНОГОЕ РЕШАЕТСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ ЭЛИТНЫХ ГРУПП ПО СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ

17 июня 2016 г. 15:02

Президент России Владимир Путин дал официальный старт избирательной кампании по выборам в Государственную думу. 18 сентября должно пройти голосование за депутатов нижней палаты российского парламента, а также выборы в 39 региональных заксобраний и выборы губернаторов в семи регионах страны.

Буквально в последний момент к списку осенних выборов добавился еще один субъект: парламент Чечни принял решение о досрочном прекращении полномочий за два года до окончания срока деятельности и проведения новых выборов. Как сообщается, это было сделано с целью экономии бюджетных средств: в сентябре должны будут проходить очередные выборы главы республики, к которым теперь добавится голосование за депутатов.

Генеральный директор аналитического центра “Московский регион”, политолог Алексей Чадаев в эксклюзивном комментарии для “Политаналитики” отметил особенности предвыборной кампании в этом регионе и полагает, что совмещение голосования на разных уровнях дает свое преимущество республике:

— Могу сказать, что Даудов (Магомед Даудов, председатель парламента Чечни – прим. ред.) поработал и главой администрации, и премьером. Это очень деятельный человек. И когда он стал спикером, он заставлял депутатов реально работать: ездить в округа, проводить приемы граждан. А раньше парламент был традиционно советом старейшин, куда уважаемым людям давали мандаты и они там сидели, спали, голосовали за то, что надо. Поэтому, конечно, многие к такому изменению роли и статуса парламента, – что теперь это полноценный представительный орган, – оказались попросту не готовы. Поэтому, в принципе, логично новое видение, новая роль парламента, обновление его состава, в том числе по возрастным критериям.

Но, если брать чуть шире, то для Кавказа это вообще очень важный этапный момент, что впервые за долгое время в северокавказской республике появляется глава, избираемый на прямых выборах. Это, конечно, другая легитимность, куда более фундаментальная. Вполне логично вести кампанию по выборам главы так, что она оказывается увязанной и с кампанией в Госдуму, и с кампанией в региональный парламент.

То есть республика получает уникальный шанс сформулировать то, что она хочет от центра, сформировать свое представительство в центре на выборах в Госдуму, и обозначить чего она хочет с точки зрения работы исполнительной власти, то есть, с позиции главы региона. И что она хочет с точки зрения законодательной власти и представительного органа. То есть, с точки зрения представительства интересов разнообразных групп населения, сложно структурированных территориально и субэтнически, хозяйственно, экономически, конфессионально, и так далее. Поэтому такое полноценное формирование власти – это огромный шаг вперед.

Конечно, конкуренции на выборах главы республики не будет. Но конкуренция на парламентских выборах там будет очень сильная. Конечно, не всегда публичная. В силу различных особенностей очень многое там решается не в привычном нам формате предвыборной кампании, ведущейся в СМИ, на листовках и так далее. А именно в процессе сложных переговоров разнообразных элитных групп по согласованию интересов.

То есть, разумеется, есть очень много амбициозных людей, которые хотели бы стать депутатами и поработать в новом созыве парламента. Да, у них есть поддержка и ресурсы, и огромные возможности по мобилизации своих сторонников. И понятно, что хоть мы многого из этого просто не увидим, потому что это не будет отражаться так откровенным образом в медиа, но, конечно, там будет нешуточная борьба за эти позиции.