КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ БОЛЬШЕ НЕ СКРОЕТСЯ ЗА ПАРТИЙНЫМ РЕЙТИНГОМ И УДАЧНЫМ ФОТО

КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ БОЛЬШЕ НЕ СКРОЕТСЯ ЗА ПАРТИЙНЫМ РЕЙТИНГОМ И УДАЧНЫМ ФОТО

9 июня 2016 г. 16:53

Политикам, желающим попасть в Государственную Думу и стремящимся ради этого завоевать симпатии избирателей, необходимо соответствовать определенным идеалам электората. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), люди готовы голосовать за своих представителей, которые честны, порядочны, профессиональны и готовы отвечать за обещания. Результаты исследования социологи представили на круглом столе в ТАСС, где эксперты также дали свои наказы кандидатам в депутаты.

Одним из главных итогов исследования можно признать запрос на изменения: россияне больше не хотят видеть в депутатском корпусе “шоуменов”, спортсменов, а также “исполнителей от власти” и “партийных функционеров” – а именно таким сейчас населению представляется состав действующей Думы. От будущих избранников народ требует готовности представлять интересы людей, а не свои собственные, нацеленности на перемены, а не на революции, наличия управленческого опыта и реальных программ по решению проблем конкретного избирательного округа или региона.

Исследователи выделили три типа депутатов, которым избиратели готовы доверять: “доверительный посредник” между населением и властью, способный донести до власти проблемы избирателей и предложить пути их решения; “контролер” за чиновниками, способный обеспечить реализацию принятых решений; “защитник простых людей” от чиновников и “беспредела”.

Руководитель “Политической экспертной группы” Константин Калачев в своем выступлении на круглом столе отметил, что избиратели стали более требовательными и уже не “покупаются” на фото улыбающегося кандидата и его партийную принадлежность:

— Партийная принадлежность депутатов никогда не стояла на первом месте. Если говорить о мотивации к голосованию за конкретного человека, то на первом месте будет стоять его полезность и результативность. Поэтому могу сказать, что данный фундаментальный труд должен быть катехизисом любого политтехнолога, который работает с кандидатом.

Конечно, иногда можно выйти за общественные настроения, иногда можно общественные настроения формировать, но в любом случае избиратель дает общественный запрос, который на сегодняшний день выглядит следующим образом. Избиратели интересуются, чем был бы им полезен тот или иной кандидат и насколько он был результативен в прошлом. Представим себе ситуацию, когда после выборов депутат встречает избирателя и рассказывает ему о своих достижениях, о том, что он сделал для страны, а избиратель спрашивает: "А что ты сделал для меня лично?". И этот вопрос “что можно сделать для человека лично” указывает на главное качество, которое требуется от кандидата, — это открытость. То есть это не оказание услуги даже, это готовность оказать эту услугу, готовность выступать в роли защитника, выступать в роли посредника в отношениях с властью, с местной, региональной властью, готовность быть полезным людям, быть полезным округу, полезным стране. Полезность я бы поставил во главу угла. И, конечно, есть запрос на репутацию.

А вот партийная принадлежность — мы тоже проводили много исследований, интересовались образом идеального кандидата — в последние годы, я бы сказал, потеряла свои позиции. На первый план выступили личностные и деловые качества. Это, кстати, означает, что не обязательно должны побеждать кандидаты от “Единой России”. Однако принадлежность к партии большинства все-таки дает определенные конкурентные преимущества. Если говорить о том, насколько влияет партийная принадлежность, то все-таки у нас есть партии с высоким антирейтингом и, скажем, отношение к представителю оппозиционной партии будет изначально критическое. Но в любом случае, для кандидата главным фактором его привлекательности будут его моральные качества, качества публичного политика.

Нужно еще сказать, что есть имиджевое позиционирование и есть программное позиционирование, и, действительно, здесь правильно отмечено, что наш избиратель становится более рациональным. Имиджевое позиционирование когда-то играло очень большую роль. Мы сами проводили выборы, которые были выиграны на одной фотографии улыбающегося молодого человека. Сейчас это уже не прокатывает. Отношение стало более рациональным, избиратели стали более опытными и более критично относятся и к имиджевым характеристикам, и в большей степени интересуются темой наличия программы: что именно человек готов предложить в качестве кандидата?

Но если брать и сравнивать представителей разных партий как кандидатов, преимущество единороссов не в том, что они из партии большинства, а в том, что они прошли через процедуру праймериз. То есть сама процедура предварительного голосования заставила людей быть в тонусе, проверить свои способности и возможности, лидерские и организационные, и, собственно, это не имеет прямого отношения к партийной принадлежности, а имеет отношение к прохождению процедуры праймериз, что дает серьезное преимущество.