ВЛАСТИ НЕ НАМЕРЕНЫ КАМУФЛИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ УСПЕХАМИ

ВЛАСТИ НЕ НАМЕРЕНЫ КАМУФЛИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ УСПЕХАМИ

19 мая 2016 г. 12:05

На наших глазах происходит кардинальный разворот национальной повестки дня в сторону внутренней политики и свойственных ей проблем и сложностей – власть "вернулась с мировой войны", считает Глеб Кузнецов, заместитель директора Национального института развития современной идеологии, в своей статье для портала "Политаналитика". По мнению эксперта, на всех последних серьезных мероприятиях утверждается приоритет внутренней повестки над внешнеполитической. Этот уход наметился еще на апрельском медиа-форуме ОНФ в Санкт-Петербурге и утвердился на "прямой линии" с президентом. В публикуемом материале Глеб Кузнецов проанализировал содержание состоявшихся 16 и 17 мая двух заседаний по социальной тематике: Комиссии по мониторингу исполнения "майских указов" президента и Госсовета по развитию стройкомплекса и совершенствованию градостроительства и нашел в них подтверждение новой повестки.

Сквозной темой обоих заседаний стала социальная повестка, важность преобразований в государстве на благо простого гражданина, демонстрация заботы о нем, его семье, комфортности жилища и доступности всяческих благ. На заседании Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации Владимир Путин еще раз напомнил, что "майские указы" обязательны к исполнению, несмотря на любые внешние неблагоприятные условия: "Задачи, поставленные в указах, должны выполняться на всей территории Российской Федерации. Необходимо улучшать качество жизни людей и в больших, и в малых городах, и в сельской местности. Особое внимание уделить труднодоступным, удаленным районам, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке".

Акцент на Дальнем Востоке как приоритетном направлении социальных изменений возвращает нас в "докрымский этап" государственного нарратива. В 2013 год – период, когда Дальний Восток жил надеждой, подаренной ему федеральным центром, когда создавалось министерство по его развитию, а федеральный супертяжеловес Трутнев стал и зампредом правительства, и полпредом этой территории одновременно.

Министры и главы ведомств – Скворцова, Улюкаев, Ливанов и другие, – в свою очередь, доложили о выдающихся успехах в выполнении указов: почти везде все хорошо. И в части регулирования отношений в ЖКХ (введено лицензирование деятельности управляющих компаний, установлены предельные индексы роста тарифов), и в здравоохранении (снизилась младенческая и материнская смертность, повысилась рождаемость), и в дополнительном образовании и во внешкольных активностях, и очереди в детские сады сократились до минимума и многофункциональные центры "одного окна" у нас построили везде, и время в очередях за справками сократилось в два раза – "майские указы" выполняются.

Ну, разве что едва-едва не дотянули до плановых показателей (выполнено 88% поручений со сроком исполнения к настоящему моменту), но уж в следующем году всенепременно.

На это Президент, демонстрируя понимание реального положения дел в стране, ответил, что "оценивать результаты проделанной работы надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объему написанных отчетов", а на деле, за чем будет строго следить независимый гражданский контроль, реализуемый через структуры ОНФ – еще одной абсолютно "гражданской" структуры, переживавшей в 2014-2015 "огненных" годах не самые лучшие времена.

В развороте к повестке президентских выборов 2012 года, зримым знаком которого стало это заседание и последующий госсовет, важны не столько майские указы и результаты их выполнения, сколько сама рамка, которая ими задается. Курс на социальное благополучие, внимание к обыденной жизни, обычному человеку, а не к абстрактной для этой самой жизни внешнеполитической повестке.

К тому же, такое внимание к данным ранее обещаниям нацелено и на будущих избирателей нового большого цикла 2016-2018: "мы не из тех, кто бросает слова на ветер". И не намерены камуфлировать даже суперпопулярными внешнеполитическими успехами реальную народную повестку дня.

Очевидно находясь вне рамок избирательной кампании в Государственную Думу, Путин тем не менее дает своеобразный "пас" избирательной кампании "Единой России" и ее союзников из ОНФ. Забота о людях, социальное благополучие – вот что сейчас важно, вот на чем следует сосредоточиться. Это – уход от кризисной повестки, защита от нападок на правительство с его экономической политикой. Негативный информационный фон: коррупция, экономический кризис, неудачи в других сферах – не будет замалчиваться, но, так или иначе, уйдет в сторону. На передний план выйдет социальная повестка, как наиболее близкая и понятная избирателям.

И это для партии власти хорошо, ведь никто из политических конкурентов "Единой России" всерьез не атакует ее социальную программу, все, напротив, говорят примерно об одном и том же. Именно забота об улучшении быта граждан, их повседневной жизни – здравоохранении, жилье, упрощение взаимодействия с государственными органами – и будет задавать тон избирательной кампании, маргинализируя яркие фразы оппонентов вроде: "Все украли!" или "Антинародное правительство не дает развиваться промышленности!"

Отдельно следует отметить, что Путин удостоил особым вниманием роль ОНФ в реализации идеи преобразования всего госаппарата в соответствии с "майскими указами". Бюрократия должна повернуться лицом к народу (иначе ее сменят) и немаловажную роль в этом играют усилия общественников. Они отвечают за независимый контроль эффективности госорганов, разработана целая система оценки их "клиентоориентированности". И ОНФ реально работает в этом направлении. Путин говорит, что это очень важно и правильно: "Такой – не бюрократический, а именно гражданский – контроль за выполнением указов доказал, безусловно, свою эффективность и востребованность, стал примером подлинного партнёрства государства и общества в реализации стратегии развития страны".

Эксперты говорят, что ОНФ немного "затирают" сегодня, всячески пытаются отодвинуть их на второй план, и "Единую Россию" нельзя в этом винить: впереди выборы, конкуренция весьма высока, желающих занять депутатские кресла предостаточно – и "чужим здесь не место". По умолчанию представители истеблишмента имеют определенный гандикап перед общественниками со стороны, и грех им не попытаться воспользоваться. Центральная власть это вполне осознает и – очевидно – пытается помочь именно общественникам, демонстрируя им свою поддержку.

ОНФ сегодня становится знаменосцем социальной повестки и не принимать его в расчет никак нельзя. Активисты фронта вступают в открытые конфликты на региональном уровне с представителями власти, реализуют тот самый "общественный контроль", о котором не устает говорить президент, преследуют коррупцию и пытаются пресекать бюрократические нарушения: "Принципиально важно, чтобы организации социальной сферы слышали позицию граждан, ориентировались на их запросы и интересы, повышали качество работы. Просил бы в этой связи и Общероссийский народный фронт взять на контроль внедрение механизма независимой оценки качества социальной сферы".

Возвращается не только повестка президента-2012, возвращается и ОНФ как символ и основной инструмент воплощения этой повестки. Президент снова возлагает на ОНФ функцию контроля за деятельностью чиновников, рассчитывая на них, как на вполне самостоятельную силу. Можно быть уверенным, что сигнал этот будет услышан региональными администрациями и отделениями "Единой России", кое-где решившими "расписать предвыборную пульку", не пригласив за стол представителей ОНФ. "Хорошо", говорит президент, "не хотите, дорогие друзья, партнеров – получите контролеров".