МАЙСКИЕ УКАЗЫ ОСТАЮТСЯ ОРИЕНТИРОМ ДЛЯ КРЕМЛЯ

МАЙСКИЕ УКАЗЫ ОСТАЮТСЯ ОРИЕНТИРОМ ДЛЯ КРЕМЛЯ

18 мая 2016 г. 18:45

Владимир Путин провёл заседание президентской Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации. На повестке дня – ход выполнения майских указов, касающихся социальной сферы: здравоохранения, образования и оплаты труда.

Напомним, что эти указы он подписал в день инаугурации, – 7 мая 2012 года, – по сути, юридически закрепив свои предвыборные обещания. Всего указов одиннадцать штук, и затрагивают они практически все сферы жизни рядового гражданина.

В первом документе речь идёт "о долгосрочной государственной экономической политике". В нем содержатся конкретные показатели, которых предстоит достичь, и чёткие сроки, к которым нужно успеть. Например, создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличение к 2018 году доли высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП на 30% в сравнении с 2011-м; повышение привлекательности России для бизнеса со 120-й до 50-й позиции в мировом рейтинге к 2015 году и до 20-й — к 2018 году. Кроме того, документ касается госзакупок, приватизации государственного имущества, облегчения жизни предпринимателям путём упрощения бюрократических процедур и программ по развитию промышленности.

Второй указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" касается работников бюджетной сферы. Президент постановил довести зарплату педагогов до уровня среднего оклада по региону их службы. Для работников дошкольного образования — к 2013 году, а для преподавателей начальной и средней школы — к 2018. Также в 2018 году зарплаты врачей и преподавателей вузов должны вдвое превышать средний заработок в соответствующем регионе. Кроме того, в указе говорится о повышении квалификации специалистов, создании рабочих мест для инвалидов, реформах пенсионной системы.

Следующий указ говорит "о совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Здесь речь идет о снижении смертности от тех или иных заболеваний, распространении здорового образа жизни среди населения, повышении квалификации врачей и росте медицинской науки в России.

Четвёртый указ – "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". В нем Путин постановил реорганизовать неэффективные учебные заведения, увеличить стипендии отдельным категориям студентов, повысить финансирование вузов, обучающих медиков, инженеров и преподающих естественные науки. Также, в указе говорится о доступности образования, в том числе и дошкольного, росте престижности российских университетов на мировом уровне, о дополнительном образовании, увеличении числа публикаций наших ученых в международных журналах.

Следующий указ перечисляет реформы и показатели в коммунальной сфере, в частности — обеспечение жильём населения страны. К примеру, для достижения последнего документ предписывает уменьшение процентных ставок по ипотеке и снижение стоимости квадратного метра жилья.

В шестом указе речь идет о реформах в системе государственного управления. Документ предписывает обеспечить 90% граждан возможностью получить услугу по системе единого окна, время, проведённое в очередях госучреждений ограничат 15 минутами, а 80% всех обращений должно приходиться на электронную форму. Указ регламентирует повышение прозрачности работы госорганизаций и принимаемых правительством решений. Население приобретает дополнительные возможности для участия в управлении страной. Это — и гражданские инициативы, которые должны быть рассмотрены при наличии 100 тысяч подписавшихся, и народный контроль за качеством работы государственных служащих.

Седьмой указ перечисляет меры для достижения "межнационального согласия". Он включает в себя создание соответствующего совета при Президенте, популяризацию толерантного сознания среди населения, создание эффективных механизмов борьбы с экстремизмом, обязательные экзамены по русскому языку и российской истории для мигрантов и ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Следующий указ – о реформах в "оборонке". Здесь и современное вооружение в армии, и развитие флота в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, и модернизация процедуры госзаказов в данной сфере.

Девятый указ, в частности, оговаривает формирование фонда служебного жилья для военных, повышение их зарплат и ежегодное увеличение пенсий. Документ предписывает популяризацию срочной службы путём введения льгот отслужившим при поступлении в вузы, а также — выдачу грантов. Одновременно с этим указ говорит об увеличении числа контрактников.

Предпоследний указ касается внешней политики России. В нем говорится о росте роли страны на международной арене, следовании принципам ООН, многосторонней дипломатии, участии России в борьбе с мировыми вызовами.

Заключает список майских указов документ о демографической политике. Согласно постановлению, к 2018 году суммарный коэффициент рождаемости должен повыситься, а средняя продолжительность жизни — составить 74 года. В частности, первого пункта предписывают добиваться путём финансовой поддержки семей, в которых родился третий ребенок и последующие, а также за счёт обеспечения матерей возможностью совместить заботу о детях и работу.

Всего в указах содержится 218 поручений правительству. Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение каждого из чиновникам грозит "публичная политическая персональная ответственность". При этом оценивать результаты проделанной работы он призывает не по количеству снятых с контроля поручений или по объему написанных отчетов. "Люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему, – говорит Владимир Путин. – Мы взяли на себя тогда большую ответственность перед гражданами и должны работать без ссылок сегодня на сложности и внешние ограничения. Задачи, поставленные в указах, должны выполняться на всей территории Российской Федерации".

Должны, но не выполняются. К примеру, граждане предъявляют обоснованные претензии к здравоохранению, отмечает президент. "Надо прямо сказать, квалифицированных врачей, прежде всего, узких специалистов, фельдшеров на селе не хватает. Особенно остро проблема ощущается в небольших населенных пунктах, населенных районах... Сегодня эта задача выходит на передний план", — сказал Путин на заседании правительства, посвященного ходу реализации майских указов.

По мнению специалистов, на реализацию майских указов со всей очевидностью не хватает денег. Экономическая ситуация складывается таким образом, что она не стимулирует инвестиции в соцсферу, сетует, в частности, вице-премьер Ольга Голодец.

На проблемы с финансированием указывала в конце минувшего года и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. "Минфин говорит, что они стоят около 700 миллиардов рублей, а субъекты России официально представляют нам информацию, что эта цифра существенно больше. Например, на 2015 год — 2,8 триллиона рублей", — заявила тогда глава контрольного ведомства.

Такая разница в оценках, по мнению Голиковой, является одной из причин роста долговой нагрузки регионов. "Мы, к сожалению, зациклились на том, что в структуре государственного долга субъектов России существенный объем занимают коммерческие кредиты. И увлеклись тем, что нужно заместить коммерческие кредиты бюджетными. И собственно второй год подряд — 2014 и 2015 активно работаем по этому направлению", — сказала Голикова журналистам.

Однако, по мнению главы Счетной палаты, необходимо найти причину, почему регионы вынуждены привлекать большой объем заемных средств. "Видимо тот объем расходных полномочий, который сегодня закреплен за ними, отчасти является непосильным", — предположила Голикова. При этом, по ее словам, никакой координирующей работы в этой части на федеральном уровне нет. "И это позиция Минфина – что не нужно вмешиваться в полномочия субъектов РФ, в том числе и части того, как они оценивают стоимость майских указов", — отметила Голикова.

"Чтобы оценить исполнимость указов к тем срокам, которые определены, надо понимать, сколько они стоят и хватит ли им (регионам – ред.) денег", — подчеркнула Голикова. При этом она признала, что майские указы президента нельзя считать единственной причиной несбалансированности бюджетов регионов. "Рост госдолга субъектов начинается не с того момента, когда указы президента приобрели нормативную силу, а с 2012 года, когда указы президента еще не начали реализовываться", — заметила Голикова.

Собственно говоря, с момента обнародования майских указов правительство регулярно отчитывается об успехах на поприще их реализации. По данным кабинета, выполнено 88% — 154 из 175 поручений, сроки которых истекли к настоящему моменту. При этом Общероссийский народный фронт называет значительно более скромные 15%. "Из 162 наших заключений на доклады правительства мы подтвердили целесообразность снятия с контроля только по 24 поручениям – остальные в той или иной степени не выполнены", – заявил сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов агентству ТАСС.

Что касается президента, то он в этом вопросе больше склонен доверять общественникам. По его мнению, независимая оценка качества оказания услуг в социальной сфере должна стать основой для кадровых и управленческих решений.

Президент напомнил, что в настоящее время уже заработал закон о независимой оценке качества оказания услуг в социальной сфере, благодаря которому граждане получили возможность высказывать свое мнение о работе поликлиник, больниц, школ, детских садов, библиотек.

"На основе этой народной оценки должны составляться рейтинги и учреждений образования, здравоохранений, культуры, социального обслуживания. Должны приниматься и кадровые, и управленческие решения именно на основе вот таких данных", — сказал Путин.

Президент подчеркнул, что открытость и учет общественного мнения должны стать стимулами для преобразования в социальной сфере. "Принципиально важно, чтобы организации социальной сферы услышали позицию граждан, ориентировались на их запросы и интересы, повышали качество работы", — добавил он.

"Я просил бы в этой связи и Общероссийский народный фронт взять на контроль внедрение механизма независимой оценки качества социальной сферы", — подытожил Путин.

По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, проблемой правительства, с которой отчасти связано неудовлетворительное выполнение "майских указов", является отсутствие планов на будущее.

Главная претензия в том, что кабинет не имеет четкого, внятного плана антикризисных действий и выхода на траекторию масштабного экономического роста. При этом некоторые идеи министров противоречат майским указам, говорит Симонов. "Например, заявление, что для выхода на уровень инфляции в 4% надо заморозить зарплаты. Возникает вопрос – ведь майские указы предполагают рост зарплаты, как известно, прежде всего работников образования и медицины. А такого рода инициативы озвучиваются", – отмечает эксперт.

Безусловно, кризисные явления негативно повлияли на исполнение майских указов. Однако большинство субъектов страны поддерживают должный уровень их исполнения за счет мобилизации ресурсов, отмечает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, мониторинг хода выполнения указов осуществляется на постоянной основе. "Эта тема, которая постоянно присутствует на повестке дня и правительства и администрации (президента РФ — ред.)", — заявил пресс-секретарь.

В общем, майские указы остаются ориентиром для Кремля, вне зависимости от привходящих обстоятельств. И это главное, что следует знать россиянам, четыре года назад поверившим своему лидеру, который привык держать свое слово.