ПАРТИЯ ВЛАСТИ НЕ ВСТРЕТИТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В БОЛЬШИНСТВЕ РЕГИОНОВ ИЗ ТОП-20 КАБМИНА

ПАРТИЯ ВЛАСТИ НЕ ВСТРЕТИТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В БОЛЬШИНСТВЕ РЕГИОНОВ ИЗ ТОП-20 КАБМИНА

16 мая 2016 г. 15:02

В конце минувшей недели на сайте Правительства РФ опубликован документ, в котором указаны 20 регионов, добившихся в 2015 году наилучших результатов по критериям эффективности работы органов исполнительной власти. В правительственный топ-лист вошли (в порядке убывания): Воронежская область, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Липецкая область, Санкт- Петербург, Сахалинская область, Тюменская область, Тамбовская область, Hенецкий автономный округ, Московская область, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ, Тульская область, Курская область, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белгородская область.

Поскольку уже практически через четыре месяца по всей стране пройдет Единый день голосования, любопытным представляется, в каких из отмеченных правительством лучших субъектах складываются наиболее интригующие перспективы переизбрания глав или выборы их преемников; какова политическая ситуация в этих регионах, и каким образом указанные выше два фактора могут отразиться на шансах прохода в Госдуму различных партий и одномандатников. По просьбе портала “Политаналитика” руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев прокомментировал позиции некоторых регионов-участников “двадцатки” в соответствии с перечисленными критериями:— Правительство РФ назвало лучшие регионы по эффективности деятельности органов исполнительной власти за 2015 год. В их число вполне заслуженно вошла и Тульская область, в которой произошла смена губернатора. Бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев оставил своему преемнику хорошее наследство. Административная машина работает. Кадровые перемены, который проводил Груздев, себя оправдывают. Временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области Алексей Дюмин, работавший в службе безопасности Президента и бывший заместителем министра обороны, собирается пойти на выборы в качестве самовыдвиженца. “Единая Россия”, безусловно, его поддержит. Управляемость в регионе полная. Врио губернатора Алексей Дюмин пока продолжает знакомиться с промышленным сектором и аграрными возможностями региона. Его лоббистские возможности, помноженные на эффективность работы местной и региональной исполнительной власти, позволяют представить региону весьма привлекательную картину будущего. А значит, проблем с его избранием не будет.

Говоря об электоральных предпочтениях жителей регионов, попавших в “двадцатку”, надо отметить, что в подавляющем большинстве из них рейтинг “Единой России” выше среднероссийского. Мне лично довелось поучаствовать в исследовании по ХМАО, там рейтинг правящей партии – 57%.

Сказывается и высокая бюджетная обеспеченность, и эффективность работы исполнительной власти в вопросах обеспечения высокого качества жизни для жителей Югры. Можно выделить также Белгородскую область, Тюменскую область, республику Татарстан. Там рейтинг ЕР также ощутимо выше среднероссийского. И здесь есть прямая связь с отношением населения к главам регионов и работе чиновничьего аппарата. В этих регионах удовлетворенность избирателей работой чиновников, эффективностью управленческого аппарата традиционно высока.

Что касается шансов партий и одномандатников пройти в Госдуму от регионов из “двадцатки”. Высокий уровень социально-экономического развития, темпов развития экономики, роста частных инвестиций в основной капитал и снижения уровня безработицы, а также высокий уровень развития малого предпринимательства, высокое значение и положительная динамика реальных денежных доходов населения автоматически не являются гарантией высокого результата ЕР.

Тут необходимо еще и правильное имиджевое позиционирование региональной власти, отработанная система обратной связи с населением, демонстрация внимания к общественным запросам и настроениям, умение эти запросы и настроения формировать и корректировать. Большую роль играют электоральные традиции региона, наличие ресурсообеспеченных влиятельных групп интересов, конфликтов амбиций, противоречий между руководством бюджетообразующих компаний и региональной властью. Например, в рейтинге правительства в числе лидеров есть и Липецкая область. Там на политику и электоральные результаты всегда влияли взаимоотношения владельца НЛМК Владимира Лисина и губернатора Олега Королева. Периоды потеплений и охлаждений отпечатались на электоральной истории региона как годичные кольца на спиле дерева.

В большинстве регионов, выделенных в рейтинге эффективности управления, у партии власти нет проблем. Но есть регионы, где местная повестка и внутриэлитные конфликты серьезно отражались на результатах ранее, – как в Ненецком АО, или могут отразиться на результате сейчас, – например, в Республике Саха (Якутия). Но проблемные с точки зрения выборов регионы в этом списке скорее исключение.

Что касается одномандатников, то в регионах с эффективной исполнительной властью в законодательные органы власти с хорошими перспективами на избрание идут ее союзники. Но и тут есть исключения. Например, в рейтинге присутствует Санкт-Петербург. С одной стороны, город действительно за последние годы стал более ухоженным. С другой стороны, проблемы дифференциации доходов и социально-незащищенных граждан никуда не делись. На настроениях пожилых людей, которые зачастую чувствуют себя чужими на петербургском “празднике жизни”, долгие годы дивиденды собирает Оксана Дмитриева – оппозиционный политик, чьи перспективы прохождения в Думу по округу оспорить практически некому. Но это редкое для таких регионов исключение.