ГОСУДАРСТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬ ПРЕССИНГОВАТЬ НКО – ОНО СТРЕМИТСЯ ОГРАНИЧИТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ИНОАГЕНТОВ

ГОСУДАРСТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬ ПРЕССИНГОВАТЬ НКО – ОНО СТРЕМИТСЯ ОГРАНИЧИТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ИНОАГЕНТОВ

19 апреля 2016 г. 19:37

Комитет Госдумы по делам общественных объединений рекомендовал принять в первом чтении, которое состоится 20 апреля, законопроект об уточнении понятия "политической деятельности" НКО. Поручение подготовить поправки Владимир Путин дал еще на прошлой неделе после обращения правозащитников и представителей благотворительных организаций. Они сообщили, что иностранными агентами неоднократно признавались некоммерческие организации, которые не были связаны с политикой. В частности, проблемы возникли у фондов, работающих в сфере здравоохранения - на их счет в законопроекте разъяснений не было, а значит, они тоже могут попасть в список иноагентов. Руководитель Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов в интервью "Политаналитике" прокомментировал различные аспекты законопроекта:

— В целом публикации в СМИ затронули два вопроса. Первый – как действующие правовые нормы регулируют деятельность различных НКО. Сейчас некоммерческие организации, действующие в сфере науки, культуры, искусства, здравоохранения, все благотворительные фонды, даже содействие благотворительности – волонтерские структуры - все эти категории однозначно не подпадают под понятие “политическая деятельность”. Это норма закона, причем норма, которая была предметом рассмотрения в Конституционном суде. Конституционный суд четко подчеркнул, что такие организации никаким образом не должны признаваться занимающимися политической деятельностью, и, соответственно, иностранными агентами быть не могут. Более того, в своем решении Конституционный суд одобрил как судебную практику, признав совершенно правильными решения судов, которые отказывались признавать такие организации “политическими”, и как следствие, признавать их иностранными агентами.

Теперь второй момент, касающийся обсуждаемого проекта закона. Законопроект, который планируется принять и который был вчера рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом Госдумы по делам общественных объединений, включает несколько новелл. Первая – дано более развернутое определение в целом, что такое некоммерческая организация, участвующая в политической деятельности. Вторая - указаны сферы деятельности такой организации. Это сфера государственного строительства, основ конституционного строя, федеративного устройства, обеспечение суверенитета, сохранения целостности, обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны, внешней политики, социально-экономического и национального развития, функционирования политической системы, органов государственной власти и местного самоуправления, а также законодательного регулирования прав и свобод. Таким образом, определены конкретные направления деятельности.

Третья новелла. Откорректированы цели. В проектируемой норме цели обозначены как оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Это важно – в новом законопроекте появляются органы местного самоуправления, чего нет в действующей редакции.

Следующая новелла – это установление форм политической деятельности. Первая: участие в организации и проведении публичных мероприятий, они очень широко представлены в проектируемой норме (шествия, пикетирование, публичные выступления, дискуссии). Вторая форма – это участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдумах, в наблюдении за проведением выборов и референдумов. Формирование избирательных комиссий, комиссий референдумов и деятельности политических партий. Третья форма – публичное обращение в государственные органы. Не любые обращения, а именно публичные обращения, которые передаются в том числе через СМИ. И не только в государственные органы, но и в органы местного самоуправления, и, соответственно, должностным лицам.

Четвертая форма – это распространение, в том числе, с использованием интернета и прочих современных технологий, оценок принимаемых государственным органами решений и проводимой ими политики. Это также входит в формат публичной деятельности.

Пятая форма – осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений. В том числе, путем проведения, обнародования опросов общественного мнения или социологических исследований. Здесь следует еще раз обратить внимание на то, что все эти формы имеют определенную публичность. Следующая форма – вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность. И последняя форма - финансирование всех перечисленных выше категорий.

И еще одна новелла: появляется изъятие из исключения, которое было сделано в действующей редакции закона о том, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, пропаганды здорового образа жизни, спорта, благотворительной деятельности и волонтерских проектов. Проектируемая норма предлагает уточнить трактовку исключения, а именно – такая деятельность не будет относиться к политической при условии, что она не осуществляется в целях, указанных проектируемым законопроектом.

То есть деятельность НКО не должна оказывать влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Если деятельность этих благотворительных или спортивных организаций будет преследовать цель оказывать влияние на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия, то тогда исключение по роду деятельности не будет применяться. В случае принятия закона такая деятельность таких организаций может быть признана политической. А проводящие ее организации, соответственно, иностранными агентами, если они получают финансирование или имущество из-за рубежа.

Теперь вернемся к вопросу о том, что представители благотворительных организаций через СМИ выражают опасения, что их занесут в категорию иноагентов. Разве цель этих благотворительных организаций участвовать в митингах и демонстрациях? Они участвуют в деятельности, направленной на получение результата на выборах? На формирование избирательных комиссий? Если же есть у них необходимость обращения к государственным органам, то они могут это делать не публично.

И хотя в публикациях говорится о возможном почти автоматическом включении благотворительных организаций в число иноагентов, нет никакого императива, что они должны зарегистрироваться в этом качестве. Для этого им надо еще соответствовать целому ряду приведенных характеристик и по сфере, и по форме, и по целям деятельности.

Если законопроект будет принят, еще надо будет посмотреть, какая будет складываться правоприменительная практика по нему, в частности, судебная. Но в целом надо понимать, что у государства нет задачи прессинговать НКО, занимающиеся благотворительной деятельностью. Любое государство только скажет "спасибо" за то, что эти благотворительные организации берут на себя определенные социальные функции.