ВЫБОРЫ В НАРОДНЫЙ СОВЕТ СИРИИ – ВАЖНЫЙ ШАГ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ОБСТАНОВКИ В ЭТОЙ СТРАНЕ

ВЫБОРЫ В НАРОДНЫЙ СОВЕТ СИРИИ – ВАЖНЫЙ ШАГ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ОБСТАНОВКИ В ЭТОЙ СТРАНЕ

18 апреля 2016 г. 13:47

В Сирии 13 апреля состоялись выборы в Народный совет. По мнению большинства экспертов, голосование прошло без нарушений и не противоречило развитию сирийского мирного процесса.

Участки были открыты по всей стране, кроме провинций Идлиб и Ракка, которые контролируются террористическими группировками "Джебхат ан-Нусра" и "Исламское государство". Этот факт не будет иметь значительного влияния на результат голосования, заявил министр информации САР Омран аз-Зоуби. Во-первых, Ракка и Идлиб — города с невысокой численностью населения. Во-вторых, хотя в Сирии граждане должны голосовать по месту прописки, на этот раз руководство страны разрешило жителям названных городов голосовать в любом населенном пункте, свободном от боевиков.

Парламент Сирии формируется сроком на четыре года путем всеобщего прямого, равного и тайного голосования. В нынешних выборах участвовали 3,5 тысячи кандидатов, претендующих на 250 мест в Народном совете. Среди них – члены крупных политических партий, входящих в "Союз народного единства", представители ряда новых партий, образованных в последние годы после принятия новой конституции САР (2012 г.), часть объединений внутренней оппозиции и независимые кандидаты.

В числе прочих, места в сирийском парламенте получили два представителя армянской общины. Прежде она считалась одной из мощнейших диаспор, и до начала конфликта насчитывала около 110 тысяч человек. Армяне играли значительную роль в социальной, политической и культурной жизни этой страны. Большинство из них являлись потомками армян, которые спаслись от массовых убийств и депортаций Османской Турцией в 1915 году, найдя приют в Сирии.

От участия в выборах отказались внешняя оппозиция и ряд представителей внутренней. Высший комитет по переговорам оппозиции Сирии не признал легальными парламентские выборы в САР, посчитав, что все победители были определены заранее. Как заявил РИА Новости официальный представитель комитета Яхъя Ариди, "не может быть демократии при страхе, как и не может быть выборов". Представитель оппозиции вспомнил заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова об опасности правового вакуума в стране. "Но есть ли что-нибудь правовое, чтобы был вакуум?", — витиевато выразился Яхъя Ариди.

Также в выборах не участвовали сирийские курды. В то же время в голосовании приняли участие бойцы формирований оппозиции, принявших условия перемирия.

Активным избирательным правом в Сирии обладают лица, достигшие 18 лет. В выборах не могут участвовать люди, имеющие психическое заболевание, и осужденные за уголовные преступления, или позорные деяния, либо не оправдавшие общественного доверия, до момента реабилитации в соответствии с законом.

Выборы членов парламента осуществляются на основе избирательных округов. Каждый избирательный округ включает число кандидатов, равное числу предусмотренных для этого округа мест.

Право на избрание в Народный совет имеют все, кто удовлетворяет следующим условиям: имеющие гражданство Сирийской Арабской Республики не менее десяти лет к моменту подачи заявления на выдвижение кандидатуры; достигшие двадцатипятилетнего возраста; пользующиеся гражданскими и политическими правами; не имеющие запрета на избирательное право. Кандидатом в депутаты Народного совета не может быть выдвинут гражданин, осужденный за уголовное преступление или проступок, рассматриваемый как потеря репутации или утрата общественного доверия, по судебному решению, которое не было отменено, до тех пор, пока он не будет оправдан в судебном порядке.

Кандидат в депутаты парламента должен также иметь диплом о высшем образовании и сертификат о базовом образовании.

Выборы в Народный совет проводятся по многомандатным избирательным округам, причем в каждом из них одна часть мест выделяется рабочим и крестьянам, а другая – представителям иных социальных категорий с таким расчетом, чтобы в масштабах всей страны не менее половины избранных депутатов были рабочими и крестьянами.

Число зарегистрированных кандидатов законом не ограничивается.

Для того, чтобы быть зарегистрированными в качестве рабочих или крестьян (фермеров), кандидатам необходимо представить документы, доказывающие, что они владеют частью сельскохозяйственной земли или стадом (овец, баранов).

Избиратель реализует свое право на выборы или референдум по предоставлению паспорта.

Глава участковой избирательной комиссии передает конверт с его личной подписью и печатью комиссии избирателю, после чего избиратель входит в кабину для тайного голосования для реализации избирательного права.

Избиратель кладет в конверт с печатью составленный от руки или напечатанный бюллетень для голосования, который он подготовил заранее или написал в кабине для голосования. Затем в присутствии избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей конверт опускается в избирательную урну, имя избирателя фиксируется в журнал регистрации избирателей участковой комиссии.

Результаты голосования определяются по мажоритарной системе относительного большинства. Если два или более кандидата, претендующие на последние оставшиеся места в своих категориях, набрали равное количество голосов, то каждый из них имеет право в течение часа отозвать свою кандидатуру в пользу второго кандидата. В противном случае комиссия принимает решение о жеребьевке, которая проводится в присутствии кандидатов или их представителей.

Кандидаты на депутатские мандаты в Народном совете и советах местного управления считаются избранными путем аккламации (упрощенный порядок), если на момент окончания регистрации кандидатов и до начала голосования их число не превышало число выделенных для каждой категории граждан депутатских мандатов в пределах данного избирательного округа. В таком случае голосование по избранию депутатов от данной категории не проводится, избиратели оповещаются об этом до начала голосования.

Нынешние парламентские выборы в Сирии – вторые с начала вооруженного конфликта. Многие местные политики убеждены, что голосование станет важным шагом к мирному урегулированию, особенно в преддверии очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве.

Выборы в Народный совет Сирии обеспечили поддержание функционирования легитимных органов власти, считают в МИД РФ. По мнению российских дипломатов, голосование на территории страны, находящейся под контролем правительства Сирии, было проведено без сбоев и угроз для безопасности его участников.

Член ЦИК РФ Николай Левичев выразил надежду, что выборы в Сирии могут стать знаком позитивных перемен, сохранения государственности и возвращения к мирной жизни.

"Сирия сможет выбрать парламент, сформировать временное правительство, разработать новую конституцию. Люди устали от войны и видят, что каждое обещание о том, что новое правительство якобы решит всех их проблемы, только ухудшает ситуацию", — сказал член международного комитета Совфеда Сергей Цеков.

По его мнению, сирийцы с пониманием отнесутся к результатам выборов, за 4 года войны они стали более мудрыми, здраво оценивают ситуацию внутри страны. Они стали более сильными, у них появилась боеспособная армия, которая успешно борется с терроризмом. "Запад — США, Европа, Турция не согласятся с результатами выборов и будут пытаться поддерживать так называемую умеренную оппозицию, которую сами и создают", — считает парламентарий. Он подчеркнул, что США изначально были главными виновниками конфликта в Сирии, наряду с Турцией и Саудовской Аравией. Очевидна роль США и в беспорядках в государствах на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сказал Цеков.

"На словах они говорят "да" переговорному процессу, но они не желают усиления роли России в Сирии и будут провоцировать продолжение конфликта, используя различные военные, информационные возможности для этого", — полагает сенатор. По его словам, сейчас американцы будут выражать недовольство итогами парламентских выборов в Сирии, затем — военными действиями в стране, несмотря на то, что виновником вооруженного конфликта выступает ИГИЛ. Они постараются во всем обвинять Сирию, не видя "в упор" успехов сирийской армии и российских ВКС в борьбе с терроризмом. По словам Цекова, навести порядок в борьбе с террором в ближневосточном регионе, как показала практика, может только Россия, "и мы должны становиться сильнее".

Реакция ведущих стран Запада на волеизъявление сирийских граждан оказалась в целом действительно негативной. Париж осудил проведение парламентских выборов в Сирии, считая их фиктивными. По словам официального представителя МИД Франции Ромэна Надаля, выборы прошли "без реальной избирательной кампании, под эгидой репрессивного режима и без международного наблюдения". Француз отметил, что в голосовании принимают участие лишь жители ограниченной части территории, тогда как миллионы сирийцев, вынужденно покинувших свои дома, лишены возможности проголосовать.

Надаль также подчеркнул, что реальные выборы могут пройти только под эгидой ООН после осуществления политического перехода власти и принятия новой конституции страны.

Отказался признавать результаты голосования и Берлин. Как заявил официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер, "в ситуации, в которой находится страна, невозможно провести свободные и честные выборы".

Аналогичного мнения придерживаются в Вашингтоне. "Тяжело представить, как парламентские выборы в Сирии сейчас могут считаться заслуживающими доверия, честными и свободными, когда режим (президента Башара) Асада все еще у власти, людей атакует собственное правительство и многие миллионы сирийцев даже не находятся там (в Сирии), не участвуют в этих выборах, потому что им пришлось бежать из своей страны", — официальный представитель госдепартамента Джон Кирби.

Кстати говоря, официальный представитель российского МИД Мария Захарова уже прокомментировала эти слова американского коллеги, написав на своей странице в Facebook: "Все верно. Осталось лишь фразу "парламентские выборы в Сирии в 2016" заменить на "президентские и парламентские выборы на Украине 2014 года ".

Запад не хочет видеть реальную работу политической системы в Сирии, которая реализовывается, в том числе, через выборы, считает глава международного комитета Совфеда Константин Косачев. По его мнению, западные страны действуют в отношении Дамаска по принципу "чем хуже, тем лучше".

"Да, условия для выборов непростые. Но значит ли это, что в стране не должен работать механизм формирования органов представительной власти? Оказывается, есть те, кто считает: не должен. Более того: государства Запада, твердо отстаивающие важность электорального процесса, в конкретном сирийском случае утверждают прямо противоположное — что он, де, заведомо нелегитимен и вообще грозит срывом переговоров по Сирии в Женеве", — отметил Косачев.

По его мнению, происходит ощущение "дежа вю наоборот". "Ведь эти же страны не просто не смущались проведением выборов в других странах, раздираемых войнами – вроде Афганистана, Ирака или Украины, но даже считали это важнейшей составной становления государственности и собственно мирного урегулирования", — отметил парламентарий. Так, в феврале 2009 года президент США Барак Обама на своей первой пресс-конференции в качестве главы государства специально отметил выборы в провинциальные советы Ирака, которые, дескать, можно приветствовать уже потому, что они состоялись и прошли без особых происшествий, подчеркнул Косачев.

Он отметил, что когда в 2010 году прошли вторые после свержения режима талибов парламентские выборы в Афганистане, они сопровождались прямыми террористическими атаками. "Это трудно сравнить даже с сегодняшней Сирией", — подчеркнул Косачев.

"Удастся ли по результатам выборов сформировать дееспособный парламент? Не знаю, как не знает никто. Но срыв выборов означал бы лишь дальнейшую делигитимизацию власти в стране, к чему так стремятся западники", — подчеркнул глава комитета СФ.

Высокая активность избирателей, большое количество кандидатов и партий, принимавших участие в выборах – это хороший сигнал для Сирии, считает политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян. По его словам, сирийское общество "тотально мобилизовано" и понимает, что надо участвовать, надо выбирать и попытаться повлиять на формирование власти. Такие настроения могут говорить о готовности значительной части населения страны отставить в сторону оружие, допускает российский эксперт.

То, что США и другие западные страны заранее объявили парламентские выборы в Сирии недействительными, сирийцев не должно беспокоить, полагает политолог Андраник Мигранян.

"Это неудивительно: они считали, что выборы можно назначить только после того, как Асад уйдет или, по крайней мере, будет определена процедура передача власти кому-то еще. Поэтому ничего неожиданного в позиции стран Запада нет. Они берутся судить о том, что и как надо делать в независимой, суверенной стране. Потому что изначально они не признавали ни независимости, ни суверенитета этого государства и грубым образом вмешивались во внутреннюю жизнь этой страны. Для Сирии их позиция не очень важна, очень важно другое: чтобы в глазах общества новая власть обрела новую легитимность", – заключил Андраник Мигранян.

Если суммировать позиции большинства аналитиков по поводу ситуации в Сирии, то все они так или иначе утверждают, что проведение выборов без нарушений и заметных эксцессов, активность избирателей и массовость голосования являются тремя факторами, стабилизирующими обстановку в этой стране.