МУНИЦИПАЛИТЕТЫ СЛЕДУЕТ ВЫВЕСТИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ ЭЛИТАРНЫХ ГРУПП

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ СЛЕДУЕТ ВЫВЕСТИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ ЭЛИТАРНЫХ ГРУПП

11 апреля 2016 г. 18:12

В Госдуме разрабатывается законопроект о наделении советов муниципальных образований правом законодательной инициативы на региональном уровне. Пока муниципалитеты таким инструментом не обладают, однако вопрос обсуждается в парламенте больше года. Там считают, что общественным объединениям нужен реальный рычаг воздействия для того, чтобы решать возникающие в субъектах проблемы. Уже в этом месяце документ может поступить на рассмотрение в нижнюю палату. Необходимость и своевременность положения в интервью “Политаналитике” подчеркивает и член экспертного совета фонда ИСЭПИ Алексей Зудин:

— Речь идет о реальной проблеме. Муниципальное звено, как известно – самое слабое звено в нашем государственном устройстве, и оно нуждается в укреплении. И в этом смысле постановка вопроса о законодательной инициативе правомерна и своевременна.

Другое дело, важно с самого начала четко определить, что это за законодательная инициатива, на каком уровне ею предполагается наделить муниципалитеты. По крайней мере, из того, как это сейчас обсуждается, не ясно, и может возникнуть впечатление, что речь идет о законодательной инициативе на федеральном уровне. Но этот вопрос, как мне представляется, закрыт: правом законодательной инициативы обладает конгресс муниципальных образований, и здесь просто-напросто необходимо последовательное укрепление конгресса адекватными ресурсами и компетенциями с тем, чтобы он нормально справлялся со своими обязанностями.

Конечно же, не может быть и речи о том, чтобы наделить муниципальные образования правом законодательной инициативы на федеральном уровне. Во-первых, сразу возникнет очень сильная перегрузка федеральной повестки, а во-вторых, появится проблема компетенции. Не секрет, что достаточно часто федеральные инициативы региональных властей оказываются не вполне адекватными. Проблему законодательных инициатив муниципалитетов необходимо решать на двух уровнях и на двух направлениях: первое – это укрепление конгресса с тем, чтоб сделать его полноценным участником законотворчества на федеральном уровне, а второе – это наделение муниципальных образований правом законодательной инициативы в своих регионах. Таким образом, проблема компетенции, как мне кажется, будет решена, потому что муниципалитеты в этом случае будут действовать в сфере своей естественной компетенции.

Но здесь также возникает один очень важный вопрос, внимание к которому пока не просматривается в усилиях законодателей и тех, кто обсуждает необходимость наделения муниципалитетов законодательной инициативой. Я бы назвал это “опасностью подмены”. Муниципальные власти более близки к гражданам, чем региональные и, тем более, федеральные. Но близость физическая или географическая далеко не всегда означает способность адекватно учитывать предпочтения граждан. Мы знаем по жизни, что муниципалитеты достаточно часто, чаще, чем хотелось бы, оказываются под контролем различных групп элиты, и процесс принятия решений там приобретает кулуарный характер. Таким образом, естественное преимущество муниципалитетов в плане максимального приближения к гражданам не используется. Поэтому условием наделения муниципалитетов законодательной инициативой, как мне кажется, должна быть непременная реальная включенность граждан в процесс разработки каждой из таких инициатив на деле, а не только на словах. А это подразумевает максимальное использование институтов прямой демократии. И для того, чтобы отработать этот блок будущего законопроекта, не помешает полноценная экспертиза со стороны ОНФ.