РОССИЯ НАМЕРЕНА ОТСТОЯТЬ МИР В ЗАКАВКАЗЬЕ

РОССИЯ НАМЕРЕНА ОТСТОЯТЬ МИР В ЗАКАВКАЗЬЕ

7 апреля 2016 г. 12:32

Премьер-министр России Дмитрий Медведев вылетает в Ереван, где встретится с президентом Армении Сержем Саргсяном. 8 апреля глава правительства РФ посетит Баку и проведет переговоры с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым.

О поездке Медведева в Ереван было объявлено еще 24 марта, до обострения нагорно-карабахского конфликта. Тогда пресс-служба кабмина отмечала, что "во время переговоров с руководством Армении предполагается рассмотреть состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, промышленной, культурной, гуманитарной и других областях". Также планировалось подписание ряда межправительственных и межведомственных документов. При этом на 8 апреля было намечено заседание Евразийского межправительственного совета.

Однако, в связи с ухудшением 2 апреля обстановки в зоне конфликта график визита был несколько пересмотрен. В частности, с учетом сложившейся ситуации было решено перенести заседание межправсовета ЕАЭС в Москву на следующей неделе.

Необходимость деэскалации карабахского конфликта уже была предметом обсуждения руководителей России, Азербайджана и Армении во время телефонных разговоров. Так, вечером 5 апреля, беседуя с премьер-министром Армении, Медведев выразил серьезную озабоченность в связи с обострением ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Председатель правительства России подчеркнул необходимость строгого соблюдения режима прекращения боевых действий и важность скорейшего возобновления процесса политического урегулирования. Вечером 6 апреля Медведев провел телефонный разговор с премьером Азербайджана.

Иными словами, складывается ощущение, что Москва намерена предпринять все усилия, чтобы восстановить мир в Нагорном Карабахе. Для этого у нее есть все необходимые рычаги. При этом надо понимать, что все сколько-нибудь влиятельные члены международного сообщества (кроме, может быть, Турции) призвали армян и азербайджанцев остановить эскалацию напряженности. Но только Россия способна вернуть конфликт в замороженное состояние, поскольку обладает серьезнейшим влиянием и на Ереван, и на Баку, и на Степанакерт.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики (НКР). Азербайджан в ходе последующего военного конфликта потерял контроль над Нагорным Карабахом.

С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной Нагорно-Карабахской республики, так как НКР не является стороной переговоров.

В начале апреля в зоне конфликта вспыхнули бои. Минобороны Азербайджана заявило, в частности, об обстрелах со стороны ВС Армении, при этом армянское военное ведомство сообщило о "наступательных действиях" с азербайджанской стороны. Спустя несколько дней стороны приостановили военные операции. По мнению многих экспертов, это было сделано под сильнейшим давлением Москвы.

"Мы со своей стороны готовы сделать все для нормализации ситуации. Все, что можно сделать, будет сделано", — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Аналитики допускают, что одна из сторон конфликта (скорее всего, Баку) решила переломить ход событий в свою пользу с помощью ограниченной военной кампании. Главная опасность тут в том, что любая военная операция в этом регионе может очень легко выйти из-под контроля. Обстановка там крайне непредсказуемая, к этому добавляется агрессивная политическая культура обеих сторон, в которой компромисс считается признаком слабости. Поэтому инициатор ограниченной войны вряд ли сможет удержать всплеск насилия в очерченных рамках. Хаос, в который погрузится регион, прямо угрожает и национальной безопасности России. Со всей очевидностью, такое положение дел совершенно не устраивает Кремль, который кровно заинтересован в стабильности Закавказья.

"Пожар" в этом регионе, особенно с учетом сегодняшней геополитической ситуации, может иметь непоправимые последствия, выходящие далеко за границы зоны конфликта", — подчеркнул глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий. Военного решения Нагорно-Карабахского конфликта не существует, заявил депутат. "Формат Минской группы ОБСЕ не исчерпал весь свой потенциал для урегулирования. И сейчас необходимо подключить все ресурсы, чтобы вернуть стороны за стол переговоров и не допускать больше таких серьезных обострений", — сказал российский политик.

По его словам, Баку и Ереван с помощью международных посредников должны постараться выработать компромиссный механизм для свертывания противостояния в Нагорном Карабахе. "Решение должно быть найдено в наше время, нельзя откладывать его еще на 20 лет и оставлять следующим поколениям", — отметил парламентарий. Собственно говоря, посредничество России в этом случае выглядит наиболее разумным вариантом, если не единственным из возможных.

Роль России очевидна в принятии решения о перемирии в Нагорном Карабахе, есть надежда зафиксировать этот результат на долгое время, считают в Совете Федерации.

"Думаю, к сегодняшнему решению о прекращении огня привели как раз миротворческие усилия России, которые она предпринимала с первых же минут этого кризиса", — заявил РИА Новости первый зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Евгений Серебренников.

Сенатор напомнил, что президент России Владимир Путин призвал обе стороны к прекращению огня, многое было сделано и по линии министра обороны Сергея Шойгу, который встречался с главами оборонных ведомств Армении и Азербайджана.

"Думаю, все это, плюс усилия минской группы, которая оперативно собралась для решения этого вопроса, и сыграло основную роль", — полагает он. По мнению Серебренникова, есть основания рассчитывать на то, что застарелый конфликт вокруг Нагорного Карабаха на этот раз надолго перейдёт в тихую стадию. "Будем надеяться на то, что сегодняшний результат на этот раз будет зафиксирован", — сказал он.

Проблема в том, что нынешний кризис вокруг НКР явно был спровоцирован внешними силами. По мнению ряда аналитиков, Закавказье вступает в период "нового передела". К примеру, попытка Анкары подтолкнуть Баку к силовому варианту выпукло проиллюстрировала воинственный настрой нынешнего турецкого режима. Вряд ли Эрдоган консультировался со своими заокеанскими партнерами относительно тона своих последних заявлений по поводу Нагорного Карабаха. Ему бы посоветовали умерить прыть. Но турецкий президент, мечтающий о возрождении Оттоманской империи, точно угадал с настроением: Запад заинтересован в углублении армяно-азербайджанского противостояния. Поскольку напряжение на южных границах создает для России лишние проблемы и в некотором смысле развязывает руки его геополитическим конкурентам, идущим, что называется, "ва-банк".

Осознавая сложность положения, Россия настроена на возвращение проблемы Нагорного Карабаха в минимально цивилизованные рамки – вплоть до так называемого "принуждения" к миру. Показательно, решимость Москвы находит понимание у обеих сторон.

Во-первых, потому что Баку и Ереван слишком близко подошли к опасной черте, за которой их ждет национальная трагедия и деградация государственности. Во-вторых, и в Баку, и в Ереване осознают: неважно, кто против кого начнет войну – агрессор проиграет ее Москве. Потому что каждой из сторон, какой бы мощной региональной силой она себя не позиционировала, фактически придется вступить в конфликт с Россией. А попытка что-то противопоставить ее экономическому и военно-политическому потенциалам, финансовым ресурсам и статусу ведущей мировой державы заранее обречена на провал.

Надо признать, что в большей степени это предупреждение относится к Азербайджану, потому что именно ему выгодна эскалация напряженности, в отличие от Армении, которой нет смысла начинать драку, поскольку она вполне удовлетворена нынешним положением дел.

Эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Андрей Арешев в интервью РИА Новости заявил, что у России есть все дипломатические возможности для того, чтобы посадить стороны карабахского конфликта за стол переговоров и успокоить ситуацию в регионе.

"Мне кажется, де-факто так и произойдет. У России достаточно средств для того, чтобы успокоить ситуацию", — подчеркнул он.

В то же время эксперт отметил, что следующая стадия процесса мирного урегулирования может оказаться куда более сложной. "Для дальнейшего урегулирования конфликта потребуется серьезное международное участие, консолидированная позиция посредников и совпадение многих факторов, что, конечно, представляется достаточно сложным", — указал Арешев. "Помимо того, что сам конфликт многофакторный, многоаспектный и, безусловно, застарелый, а между сторонами сохраняется высокий уровень противоречий, некоторые региональные игроки еще и последовательно работают на дестабилизацию обстановки, что, конечно, отодвигает достижения если не устойчивого мира, то хотя бы перемирия", — полагает Андрей Арешев.

По мнению экспертов, самый близкий путь к миру для обеих сторон лежит через Кремль. Между прочим, международное сообщество вполне доверяет Москве в этом вопросе. Оно признает ведущую роль России в Закавказье. Именно безусловный авторитет и могущество России удерживают регион от сползания в войну. И когда некоторые западные политики с тревогой говорят об опасности восстановления российской сферы влияния на постсоветском пространстве, они забывают, что где-то сохраняя, а где-то и восстанавливая свое влияние Россия уберегает Запад от необходимости брать на себя тяжелейшую ответственность за положение дел в этой весьма обширной, наполненной противоречиями и сложнейшей части планеты.