ЦЕЛЬ ПАРТИЙНЫХ И АГИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ – УДЕРЖАТЬ СВОЙ МЕДИАФРОНТ

ЦЕЛЬ ПАРТИЙНЫХ И АГИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ – УДЕРЖАТЬ СВОЙ МЕДИАФРОНТ

30 марта 2016 г. 18:15

Российская несистемная оппозиция разворачивает предвыборную кампанию. Лидер “Парнаса” Михаил Касьянов и “яблочники” Эмилия Слабунова и Григорий Явлинский готовятся к агитационному туру по стране. Поездки намечены на апрель, однако в экспертном сообществе высказывают мнение, что наращивать региональную активность необходимо уже сейчас. Между тем, Демократическая коалиция, созданная на базе “Парнаса”, начинает предвыборные дебаты. В них сойдутся кандидаты, участвующие в праймериз. Им предложили выбрать 3 из 15 тем, по которым пройдут дискуссии, либо назвать свои. Предложенный список вопросов оказался крайне широк: в перечень вошли миграция и ЖКХ, пенсионная система и здравоохранение, образование, экономика и поддержка бизнеса. Иными словами, члены демкоалиции решили пройтись по всему спектру возможных тем, которые войдут в повестку думской кампании. Политолог Алексей Чадаев в интервью “Политаналитике” считает, что амбиции оппозиционеров могут сыграть против них:

— Основная трудность, с которой они столкнутся, состоит в том, что по таким сложным темам надо уметь говорить компетентно. Например, я проводил в Общественной палате круглый стол по программам поддержки предпринимательства, и людей, которые действительно понимают, как это на самом деле работает на практике, у нас в государстве можно пересчитать по пальцам одной руки. Но, тем не менее, почти все уверены, что тема поддержки малого бизнеса присутствует у них в повестке.

Я думаю, что установка на такой широкий перечень вопросов исходит из их уверенности в наличии взглядов и позиций по всем аспектам внутриполитической жизни. Наверняка сделан вывод из фиаско 2011 года, когда представители деловых кругов задали Навальному вопрос: “А какая у вас экономическая программа?”, а он толком и ответить ничего не смог, кроме как “борьба с коррупцией и есть моя экономическая программа”. А он ведь тогда на взлете был. И люди, которые тогда пришли смотреть на эту дискуссию, сделали для себя четкие, однозначные выводы.

В принципе, у оппозиции борьба с коррупцией всегда будет универсальным способом решения любой проблемы в стране, от ЖКХ до сельского хозяйства, но в том и риск, что люди будут делать те же самые, печальные для оппозиционеров выводы.

В апреле лидеры партий начинают разъезжать по стране с агитацией. Но, должен сказать, непосредственного электорального смысла в этом нет. Социология показывает, что с каждым годом люди все более активно голосуют за местных кандидатов и все менее активно – за “варягов”, неважно причем, какой политической ориентации. Оппозиционеры это даже на себе успели заметить: Навальный получил 30% в Москве, где он местный, и 20% в Костроме, поэтому гастролеры-вояжеры-варяги неважно, с какими лозунгами, воспринимаются сейчас людьми настороженно и недоверчиво. Просто потому, что люди они не местные.

Поэтому единственный смысл таких агитационных поездок состоит в том, чтобы нанимать ребят, которые в них будут опять кидаться тортиками, а это потом покажут по западным телеканалам. На месте Касьянова я бы так и делал каждую поездку – с сопровождением, с заготовленным набором кондитерских изделий, и все ради того, чтобы медиафронт поддерживать. Другое дело – Явлинский, он же ветеран российской политики. На него будут смотреть, как на живое ископаемое, примерно из того же ряда, что Жириновский и Зюганов.