КОНСЕРВАТИЗМ – НАСЛЕДИЕ В ДВИЖЕНИИ В БУДУЩЕЕ

КОНСЕРВАТИЗМ – НАСЛЕДИЕ В ДВИЖЕНИИ В БУДУЩЕЕ

30 марта 2016 г. 21:31

На философском факультете МГУ им. Ломоносова прошла вторая церемония награждения лауреатов Премии “Наследие русской мысли им. Н.А. Бердяева”, учрежденная Фондом ИСЭПИ, совместно с философским факультетом. Один из пяти лауреатов этого года – ассистент кафедры Истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени Ломоносова, кандидат политических наук Андрей Горохов. Премия присуждена ему за защищенную диссертацию “Консерватизм в России и формирование системы консервативных ценностей в русской социально-политической мысли первой половины XIX века”. Эту работу и усиление интереса к теме консерватизма в академической среде в своем выступлении перед собравшимися отметил лауреат прошлого года историк, политолог, декан факультета политологии МГУ имени Ломоносова Андрей Шутов:

— Кто не был социалистом в юности…Тем не менее, консерватизм это не только ведь идеология, это определенная стилистика, модель поведения, которая свойственна университетской традиции, ей без малого тысяча лет, и то, что организаторы нашего конкурса выбрали московский университет, как место, где они чествуют лауреатов для нас это весьма и весьма важно. Тем самым отдается дани уважению университетской корпорации, которой мы все однажды присягнули и верны до сих пор.

Бердяева, как любого крупного мыслителя, философа, политического философа очень трудно разместить в рамки какой-то одной политико-идеологической доктрины. Бердяев в своих афоризмах, в своих произведениях был не только консерватором, где-то он был либералом, где-то был социалистом, где-то становился на какие-то прочные академические позиции, пытаясь отдать дань объективизму, как подходу, какому-то анализу.

И в связи с университетом, в связи с университетской традицией, хотел бы вспомнить об одном высказывании, которое, по-моему, в "философии неравенства " имеет место быть – " В воле нации говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, усадеб, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы". Нас иногда критикуют. Только-только возник факультет политологии, 8 лет без малого, а мы стали вспоминать кафедру политики, которая была создана по предложению Ломоносова в 1755 году, стали вспоминать факультет нравственных и политических наук, который 30 лет работал в составе императорского московского университета, и который был закрыт на волне западноевропейских революций середине 19 века. Критикуют за то, что традиция это прервалась. Нет никакой взаимосвязи между теми политологами, дореволюционными и нынешними политологами. Я буквально цитирую недавнюю статью в журнале "Полис" во втором номере за этого год. Знаете, подход Бердяева и наши университетские подходы говорят о другом. Речь не только о напоминании как подходе, о методологическом подходе в арсенале истории зарубежной философии. Речь идет и по существу, это наше наследие, это наши традиции. И до тех пор, пока наши студенты с первого курса помнят об этих традициях, о традициях русской мысли, в частности, и о наследии русской мысли, до тех пор они являются нашими студентами. До тех пор они являются учениками университетских научных школ, и мне кажется, что устроители и организаторы нашего торжественного вечера, как раз уловили этот мотив и узрели этот нерв, который отличает классический университет от других учебных учреждений. Мы наследуем, и, наследуя, мы продвигаем.

Кто-то скажет, что консерваторы не воспринимают инновационных подходов, инновационного общества и т.д. Глупости все это! На самом деле, человек, знакомый с традициями, человек, который знает то, что было до него, как правило, воспринимает новое и воспринимает это как некий этап, он не останавливается на этом новом, не становится его адептом, не становится его эпигоном, этого однажды нового. Он видит траекторию, он видит направление. И в силу этого, он гораздо глубже и богаче чем те, кто в угоду и на потребу сегодняшнего дня реализуют какие-то иные подходы.