“АГИТПОЕЗДА” НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ ОТПРАВЯТСЯ В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ В НИКУДА

“АГИТПОЕЗДА” НЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ ОТПРАВЯТСЯ В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ В НИКУДА

30 марта 2016 г. 19:00

Новости партийной жизни несистемной оппозиции, которые обсуждаются последние пару дней в СМИ, можно условно разделить на две группы: это начало первичных выборов Демократической коалиции на базе партии “Парнас”, и вступление лидеров различных политических сил в сезон агитационных вояжей по стране.

Демкоалиция открывает в среду первый этап собственных праймериз. Как сообщают, например, “Ведомости”, в дебатах участвуют Алексей Ворсин из “Демократического выбора”, Александр Завесов и Илья Яшин из “Парнаса”, Дмитрий Максимов из незарегистрированной Либертарианской партии, и другие персоны. Прошедшие регистрацию кандидаты должны выбрать три из 15 заранее представленных им тем, либо назвать свою. Утвержденная “Парнасом” тематика дебатов охватывает буквально всю предвыборную повестку и затрагивает проблемы ЖКХ, судебной и правоохранительной системы, защиты прав человека, сферы науки и образования, здравоохранения, пенсионной системы, вопросы госустройства и разделения властей. Темой второй серии дебатов 5 апреля будет “Как запустить экономический рост”. В общей сложности состоятся 10 раундов дебатов, которые будут транслироваться на специальном интернет-портале.

О планах предвыборных туров партийных бонз рассказывает, в частности, “Независимая газета”, и напоминает, что одним из первых личные поездки по стране предпринял Михаил Касьянов в рамках кампании “Волна перемен”. Следующими пунктами в его путевом листе намечены Новосибирск, Екатеринбург, Самару и Пермь. В свою очередь, лидеры “ЯблокаЭмилия Слабунова и Григорий Явлинский отправятся в дорогу ближе к последним числам апреля, однако маршруты их передвижений пока не обнародованы.

Политтехнолог Роман Московченко в комментарии для “Политаналитики” оценил полезную нагрузку партийных “агитационных поездов” и потенциальную эффективность оппозиционных праймериз:

— Действительно, Демкоалиция готова обсуждать широкую палитру вопросов, в том числе и в ходе праймериз. Только дело в том, что в данном случае необходимо определиться и озвучить, с какой конкретно они готовы идти повесткой, которая действительно была бы интересна самому избирателю. То есть, конечному потребителю всей этой истории. Видимо, над этим вопросом они пока не задумались. Поэтому начавшиеся праймериз данной оппозиционной силы – это такая площадка пообщаться в диапазоне “от и до”, электорального эффекта от этого я не вижу. Поскольку, чтобы заинтересовать избирателя, ему надо эти дебаты посмотреть, а перед этим озаботиться, чтобы найти Интернет-сайт, где транслируются праймериз, и так далее. Посему электорату надо предлагать ультра-актуальную повестку, а то, с чем к своей аудитории сейчас выходят представители Демкоалиции – это не про выборы в данном случае, это просто пообщаться.

Вот Мерзликин (Константин Мерзликин, зампред “Парнаса” – прим. ред.) утверждает, что на праймериз зарегистрировались около 5 тысяч человек. Если все эти 5 тысяч человек придут заранее, и будут, что называется, идентифицированы во время трансляции дебатов, то все равно – что такое 5 тысяч? Тут даже 15 тысяч, это все равно капля для 150-миллионной страны, поэтому в данном случае эти цифры говорят ровно ни о чем. С таким же успехом можно сказать, что по России десятки миллионов собаководов. То есть озвученное представителем Демкоалиции число не означает, что количество зарегистрированных на праймериз 5 тысяч человек отражают солидный интерес электората. Основная проблема оппозиционеров применительно к праймериз состоит в том, что модераторы всей этой истории заточены на общение друг с другом, а что касается взаимодействия с избирателем – об этом они не думали.

Теперь по поводу планируемых вояжей партийных лидеров по регионам. Если обсуждать подготовку “агитационных поездов”, так сказать, Явлинского и Слабуновой, то в случае с “Яблоком” этот поезд идет просто в никуда. Потому что, например, абсолютно не раскручена Слабунова, и технологии, которые должны применяться в ее раскрутке как фронтмена партсписка, должны быть совершенно иные. Такие путешествия – это неплохое опциональное дополнительное к основной кампании. Но в ситуации с “Яблоком” я бы очень усомнился в эффективности подобных предприятий, проводимых в формате самостоятельного решения, безотносительно к региону, куда этот “поезд” направится.

По поводу поездок Михаила Касьянова, если использовать слова известной песни Бориса Гребенщикова, можно сказать, что этот “поезд просто в огне”, потому что, как показывает практика, данная фигура своим появлением в регионах сама по себе становится фактором, понижающим доверие к своей партии (“Парнас” – прим.ред.) и дающим обратный результат. Куда бы он не приехал.