ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ ФАДН К ГОСДУМЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ НОСИТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ ФАДН К ГОСДУМЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ НОСИТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

24 марта 2016 г. 16:05

Думскую и президентскую кампании может омрачить национальный вопрос. Такие опасения высказал глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, выступая на "правительственном часе" в Госдуме. Ситуация с межнациональными отношениями, согласно последним опросам, сейчас стабильная, однако все может резко измениться, отметил Баринов. Вместе с тем, он указал на угрозу, исходящую от Интернета, поскольку очень часто именно на просторах всемирной сети "Исламское государство" (организация запрещена в РФ) вербует боевиков. Глава ФАДН предложил без суда блокировать сайты, которые не только призывают к экстремизму, но и способствуют эскалации межнациональных конфликтов. Выступление Игоря Баринова специально для портала "Политаналитика" прокомментировал политолог Леонид Поляков:

— Вообще говоря, мне кажется, что выступление Баринова носит скорее некий терапевтический оттенок, потому что, насколько я понял из отчета об этом заседании в Госдуме, депутаты интересовались, на каком основании руководитель агентства (ФАДН – прим. ред.) ставит этот вопрос сейчас, и почему он обращается с предупреждением к парламенту. Есть ли какие-то тревожные симптомы, конкретные случаи. Баринов ответил, что пока ничего нет, скорее, это предупреждение на всякий случай. Но я бы сказал, что в самом факте обращения Баринова к депутатскому корпусу определенный резон есть.

Логика выступления главы ФАДН такова: экономическое положение страны по-прежнему сложное, его социальные последствия в ближайший период 2016-2018 годов могут быть негативными, и не исключено, что на этой почве могут возникнуть проблемы именно в межнациональных отношениях. Поскольку часто бывает так, что именно претензии одних национальных групп к другим на основании неправильно понятого ими материального положения “оппонентов” способны вызывать конфликтные ситуации. Что, в свою очередь, для кого-то из политических деятелей может представлять соблазнительную возможность начать раздувать из претензий пожар межнационального конфликта.

Хотя мы знаем, что подобные вещи у нас запрещены и Конституцией, и специальным законом. Более того, наши законодатели озаботились данной темой, еще и запретив создание партий по национальному признаку. Тем не менее, резоны для беспокойства есть, на всякий случай, так сказать, потому что количество участников думских выборов будет достаточно большим, помимо партий будут соревноваться между собой и кандидаты в одномандатных округах. И не исключено, что кто-то где-то может попытаться разыграть национальную карту с целью таким популистским образом привлечь к себе избирателей. В этом смысле предупреждение своевременное и оправданное. Что называется, лучше дуть на воду, чем ждать, пока обожжешься на молоке.

Я понимаю логику руководителя ФАДН, и в принципе поддерживаю. Профилактика всегда лучше, чем борьба с уже начавшимся недугом: не надо ждать конфликтов, а надо стремиться упреждать симптомы их возникновения, и делать это особенно важно в такие периоды, когда мы вступаем в такой длительный избирательный цикл. В это время неизбежно обострение политических дискуссий, дебатов, в ходе которых у тех или иных участников политического процесса будет появляться соблазн воспользоваться горячими темами.

Что касается законодательной инициативы, озвученной руководителем ФАДН. Здесь Баринов, мне кажется, несколько перегибает палку, потому что внесудебный запрет тех или иных интернет-источников означает присвоение себе права решать: есть ли нарушение закона или нет. Я понимаю, что эта идея сформулирована из лучших побуждений, но если мы живем в правовом государстве, то подобные вещи никаким образом оправданы быть не могут. Да, потому что блокировка того или иного СМИ, или того или иного интернет-источника может быть оправдана только в том случае, если та или иная публикация, или материал данного интернет-СМИ нарушает определенный закон.

Еще раз повторюсь – фиксация нарушения закона находится исключительно в компетенции судебных органов российских властей. Никакое агентство, никакое министерство не может себе присвоить это право. Какие-либо ограничения и репрессивные меры в отношении нарушителя могут быть приняты только после фиксации нарушения закона. Это незыблемое правило, от которого отступать никоим образом нельзя.