ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ НЕ ЗАМЕНИТ ЛИНЕЙНОЕ – ОНИ СРАБОТАЮТ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ НЕ ЗАМЕНИТ ЛИНЕЙНОЕ – ОНИ СРАБОТАЮТ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

16 марта 2016 г. 15:13

Руководитель "Сбербанка" Герман Греф совместно с группой экспертов, включающей и специалистов из правительства РФ, разработал масштабный проект структурной реформы госуправления. Она предполагает переход от режима "ручного управления", которое осуществляет президент страны, к проектному формату. Окончательно утвердить реформу должен глава государства и пока остается загадкой, какое решение он примет. В экспертном сообществе полагают, что озвученное Грефом предложение достаточно своевременно. Однако абсолютно автономно проектное управление существовать не может, отметил в комментарии "Политаналитике" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:— Не до конца понятно, о какой реформе идет речь. Если речь идет о том, что наряду с системой линейного управления появятся элементы проектного управления на высшем уровне власти, то это возможно и целесообразно. С той оговоркой, что в данном случае нужно исходить из самих проектов, которые, так сказать, есть “на столе” – в экономической сфере, может быть, в научно-технологической, институциональной, и от них уже отстраивать какие-то управленческие механизмы. Проект ради красивого названия нам не нужен. Если у нас есть какой-то портфель локомотивных проектов, которые требуют особого управленческого сопровождения – хорошо. Но что это за проекты? Ответа я пока не вижу в тех материалах, которые сейчас фигурируют в СМИ на тему реформы Грефа.

Надо понимать, что проектное управление не способно заменить линейное, оно может существовать только наряду с ним. Если вспомнить примеры из истории, то в послевоенный период, когда линейное управление было эффективно и системно отстроено на базе системы планирования, эта схема не включала два важнейших проекта – ракетно-космический и атомный. Они сопровождались, – в специальном режиме, в режиме как раз проектного управления, – специально выделенными командами с особыми полномочиями, которые могли под эти задачи координировать деятельность министерств и ведомств. Потом, когда все было выполнено, руководство соответствующими системами перешло к структурам линейного управления. Такое возможно и интересно.

Вряд ли президент пойдет на то, чтобы упускать контроль над принятием ключевых решений. Режим ручного управления сохранится, но при этом президент как физическое лицо по определению не может обрабатывать тот объем информации, который требуется для обеспечения прямой и обратной связи по огромному количеству направлений. Управление в явочном порядке зачастую не продвигается, не администрируется должным образом без сигналов сверху. Вокруг президента как физического лица должны быть сосредоточены проекты главы государства как института – какие-то структуры, которые могут играть эту координирующую роль. Существует администрация президента, но очевидно, что по вопросам экономического управления, институциональных реформ и по другим вопросам, которые требуют системной экспертизы, мощностей АП по обработке информации не хватает. Разгрузить президента как физическое лицо, при этом сохранив полномочия за президентом как институтом, можно, создавая и развивая структуры прямого президентского подчинения.