КРЫМ СПОСОБЕН ОБОГАТИТЬ РОССИЮ – ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ПОМОЖЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНА

КРЫМ СПОСОБЕН ОБОГАТИТЬ РОССИЮ – ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ПОМОЖЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНА

16 марта 2016 г. 18:22

В Крыму отмечают вторую годовщину воссоединения с Россией. 16 марта 2014 года жители полуострова проголосовали на референдуме за возвращение в состав РФ. Двумя днями позже было подписано соглашение, благодаря которому Крым и Севастополь официально стали субъектами страны. Грядущей осенью “молодым” регионам предстоят первые в составе России думские выборы. Крымчане уже больше года живут по российским законам, хотя, привести законодательную базу к единообразию со всей страной оказалось задачей не из легких.

Руководитель Крымского представительства фонда ИСЭПИ, председатель Ассоциации политологов Крыма Александр Форманчук в эксклюзивном интервью "Политаналитике" рассказал о том, с каким настроением жители полуострова подошли ко второй годовщине судьбоносного решения и как смотрят на будущие выборы:

— Они будут отражать тот двухлетний отрезок времени, за который крымчане погрузились в российское государственное пространство и стали понимать его особенности. Период завышенных ожиданий прошел, сейчас значительная часть людей в известной мере испытывает состояние депрессии. Это не связно с разочарованиями от выбора, сделанного на референдуме. В этом смысле в Крыму царят устойчивые настроения. Когда местные жители видят, что происходит на Украине, они выражают лишь благодарность Владимиру Путину и России.

Депрессия возникает от того, что люди поддались завышенным ожиданиям, а они не сбылись. Мы живем все еще в ситуации хронических очередей, когда без известной логистики цены на рынках съели гарантии, которые были получены в самом начале — высокие пенсии, заработная плата. Не хватает денег, покупательский спрос упал, цены выросли. Кафе и рестораны вынуждены были перестроить свою политику. Люди думают, что вроде как оказались частью великой страны, имеют гарантию личной безопасности, но в то же время не получают стабильности финансовой.

Конечно, народ у нас терпеливый, спокойно это переживает, хотя кто-то и ворчит. При этом политическая составляющая не меняется, потому что два фактора мобилизации крымского сообщества на протяжении его существования на Украине никуда не ушли – это защита от украинского национализма и от крымско-татарского радикализма. Мы говорим так: стерпим, зато мы имеем ту безопасность, которую можно обрести только в России.

Поэтому эти настроения депрессивные не носят политического характера, они выражаются в усилении критики к местному руководству, чиновничеству, вне зоны критики президента. К нему доверие зашкаливает – держится на уровне 90%. Все опросы показывают, что если сейчас опять провести референдум – то результат будет тот же. Кроме того, мы прекрасно понимаем, в какой ситуации оказалась Россия в условиях внешних вызовов, мы понимаем личную ответственность крымчан за то, что из-за присоединения полуострова многие санкции и введены.

Однако, нас смущает участившиеся на федеральных каналах дискуссии по поводу того, оправдано или не оправдано возвращение Крыма в Россию. Когда на последней программе Владимира Соловьева выступал яблочник Овсеенко, это вызвало в Крыму резонанс. Он говорил, что порядочные люди в Крым не ездят, потому что это оккупированная территория. Нас подобные вещи раздражают, хотя это и мобилизует народ — мы еще больше укрепляемся в своем выборе.

Мы понимаем, что в России не все однозначно, что это неоднородное государство. Есть сильные и слабые регионы. Крыму не так просто вписаться в эту российскую панораму, нам не по душе, когда республику пытаются причесать под всех. Но дело не в нашем желании выделяться, а в необходимости учета местных особенностей при выработке политики федерального центра в отношении Крыма.

Потому и уровень доверия к Сергею Аксенову здесь высокий. Ведь он не стесняется отстаивать интересы крымчан перед Москвой. Например, что касается переходного периода, когда нас заставили раньше времени выйти из него. Есть многие вещи, которые не урегулированы до сих пор. Мы не успели еще переварить все законы, наши чиновники не успевают в них разобраться. Преждевременный отказ от переходного периода создает определенные неудобства. Это приводит в итоге к тому, что мы не можем вовремя осваивать даже те деньги, которые выделяются, несмотря на то, что Россия переживает сложности.

Целевая программа не реализуется должным образом, а федеральный центр часто это ставит в вину местным чиновникам. Они начинают оправдываться, что не успевают: надо что-то перерегистрировать, или ликвидировали министерство. Мы сталкиваемся с обидными вещами, которые вызывают недоумение у тех людей, которые вблизи видят эти проблемы. Однако как я уже говорил, уровень проблем не доходит до критического, при котором бы кто-то захотел отказаться от своего решения.

Еще один важный момент: Крым не нахлебник, регион сам способен обогатить Россию, если его правильно понимать и правильно к нему относиться. Его важно стимулировать не только материально, но и необходимо говорить о нем, хотя эта и проблемная тема. Мы понимаем, что она имеет сложное международное звучание, но она же никуда не уходит! Мы же живем фактически в прифронтовой зоне. Есть задачи, которые требуют комплексного подхода, более четкой координации между федеральным центром и крымским руководством, и также требуют понимания того, что мы несем общую ответственность, и нет смысла перекладывать ее друг на друга.