СУММА В 40 МЛН РУБЛЕЙ ОБЕСПЕЧИТ КАНДИДАТУ-ОДНОМАНДАТНИКУ ДОСТОЙНУЮ КАМПАНИЮ

СУММА В 40 МЛН РУБЛЕЙ ОБЕСПЕЧИТ КАНДИДАТУ-ОДНОМАНДАТНИКУ ДОСТОЙНУЮ КАМПАНИЮ

26 февраля 2016 г. 14:05

Кандидаты-одномандатники на выборах в Госдуму смогут потратить на избирательную кампанию до 40 миллионов рублей. Поправки в законодательство приняты депутатами нижней палаты парламента сразу во втором и третьем чтениях. Ранее предельный размер избирательного фонда кандидата в одномандатном округе составлял 15 миллионов рублей. Инициаторами пакета изменений стали справедливоросс Михаил Емельянов и заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному и государственному строительству Дмитрий Вяткин. Стоит отметить, что коллеги по комитету предложение также одобрили. Вопрос максимально подробно изучил эксперт Центра политического анализа, политолог Павел Данилин. Еще на старте обсуждения поправок в законодательство он изложил свою точку зрения на предвыборные расходы в докладе “Сколько стоит депутат Госдумы?”, который опубликован на сайте “Политаналитики”.

После принятия поправок стало очевидно, что выводы политолога оправдались. В комментарии нашему порталу Павел Данилин пояснил, какие траты включает примерная смета избирательной кампании кандидата-одномандатника, увеличенная до 40 млн рублей:

— Это адекватное увеличение избирательного фонда, оно позволит избежать черного финансирования и на 100% обеспечить финансирование кампании в одномандатном округе. Недавно на круглом столе, посвященном, в числе прочего, и данному вопросу, прозвучала вполне конкретная оценка стоимости выборов в Государственную думу. Как заявил вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Петр Быстров, голос избирателя будет стоить $10. А средняя цена думской кампании в одномандатном округе, по его словам, составит около 100 миллионов рублей или чуть более миллиона долларов. В конкурентных округах, по мнению Быстрова, выборы обойдутся дороже в полтора раза, средства избирательного фонда пойдут на оплату печатной агитации, билбордов, видеороликов, “а агитаторы, как всегда, будут работать безвозмездно”.

В свою очередь, глава комитета РАСО по политтехнологиям Евгений Минченко в комментарии вашему порталу уточнил оценку. Он отметил, что кампания даже для “суперраскрученного” кандидата обойдется в 50-80 миллионов рублей. Опять же в комментарии порталу “Политаналитика” политтехнолог Константин Калачев сказал, что для большинства кандидатов лимит бюджета составит 50-80 миллионов, поскольку “это та сумма, которая позволяет рассчитывать на привлечение необходимого количества избирателей при условии стартовой известности”.

Другую оценку приводит в своем докладе политконсультант Екатерина Курбангалеева. В частности, она утверждает, что превалирующий подход – количество долларов на одного избирателя – следует считать поверхностным и не учитывающим реалии, и поэтому устаревшим. Курбангалеева считает, что на практике кампания будет стоить гораздо дешевле: чуть более 68 миллионов рублей для кандидата-единоросса при оптимальном бюджете кампании от 54,1 до 56,6 млн рублей. Для представителя иной партии, имеющей право выдвижения кандидатов без сбора подписей, – 62,2 млн рублей при оптимальном бюджете от 48,2 до 50,7 млн рублей. А самовыдвиженцу при условии значительных рисков придется вложить 68,8 млн рублей.

Ваш портал также провел опрос 35 политологов и политтехнологов, согласно которому 39% экспертов оценили расходы на кампанию по одномандатному округу в 30-50 млн рублей, 46 процентов – в 50-80 миллионов. 15 процентов опрошенных оценили кампанию в 80-100 миллионов и более. Однако практически все эти оценки, действительно, представляют “среднюю температуру по больнице”, то есть мало что дают в плане понимания стоимости кампании в конкретном, отдельно взятом округе. Стоит отметить, что оценка стоимости кампании по выборам депутата-одномандатника в Госдуму является практически неизменной, как минимум, с самого начала 2000-х годов. И тогда, как сейчас, цена мандата оценивалась экспертами в несколько сотен тысяч и даже миллионов долларов. Прошло 15 лет, сменилось несколько составов Госдумы, а оценка все та же. Это говорит, прежде всего, о том, что данный “ценник” кампании желателен для политтехнологического цеха, но мало отражает реалии рынка.

Тем не менее, все эти годы стоимость кампании с поправкой на политические и экономические обстоятельства последовательно заявлялась публично на уровне 500 тысяч – 1 млн долларов. Тут мы имеем дело с психологически, а не экономически обоснованной цифрой, которая представляется участникам рынка желаемой в качестве ценника. Эта цифра обозначает не необходимое количество ресурсов, а тот объем, с которым специалистам хотелось бы иметь дело в неких усредненных и идеальных условиях.

Откуда взялись 10 долларов на человека или миллион долларов в одномандатном округе? Сразу скажем – миллион — это “кампания под ключ”, то есть, полностью сделанная кампания, с заказом всего спектра услуг и без учета дополнительных факторов, где кандидату можно сесть и расслабиться. Между тем, у самого кандидата, как правило, есть в своем округе ресурсы (своя газета, служащие завода, магазины, админресурс, связи, “свои” бандиты, друзья- “политтехнологи” из региона, готовые “сделать все совсем дешево и хорошо” — список можно продолжить). Эти ресурсы кандидат будет стремиться использовать в силу условной “бесплатности”. Потому реальная себестоимость кампании падает пропорционально имеющемуся у кандидата ресурсу. Соответственно, снижается и стоимость части кампании, которую отдают наемным специалистам. Суперизвестный кандидат может практически не платить за кампанию, и толком ее не вести. Часто у кандидата есть в округе человеческий ресурс. Тогда политтехнологам не надо нанимать сторонних людей для агитации и раскладывания листовок по почтовым ящикам, не надо создавать “поле”. Кандидат говорит что-то вроде “мои люди сами все АПМы ваши разнесут и проагитируют”, и экономит серьезные средства. Конечно, не факт, что данная мера будет эффективна — скорее нет, но экономия определенно получается. Если округ большой, то удается обосновать разве только наем орговиков-кустовиков, без которых даже очень хорошие работники кандидата превращаются в бессмысленную толпу, но обычно на этом дело и заканчивается. Очевидно, что округ с безальтернативным кандидатом нуждается в минимуме услуг консультантов. В принципе, там можно представить вообще “бесплатную” кампанию. Приглашение внешних технологов обычно обусловлено следующими факторами: а) желанием “попонтоваться”, б) продемонстрировать “Москве”, что мы “наняли правильных людей”, в) консультанты обеспечивают отсутствие совсем уж фатальных ошибок, отсутствие совсем уж наглого освоения средств при практическом отсутствии внятной причины для трат со стороны местных, подстегивают “друзей и служащих” кандидата хоть что-то делать.

Еще один важный момент — заинтересованность бизнес-групп, присутствующих в конкретном регионе в проведении своих кандидатов в Госдуму. Сегодня бизнесу выборы мало интересны, из- за чего стоимость избирательных кампаний всерьез упала. Наконец, стоит учитывать девальвацию рубля. Кампании традиционно у нас оценивают в долларах, но по факту зарплаты технологов остались на прежнем уровне. Как было 200-300 тысяч рублей в месяц для штабного технолога, так и осталось — а в долларах эта сумма снизилась за последние два года более чем вдвое. Понятно, что все округа разные. И кандидаты разные. И если кандидату противостоит сильный и уверенный коммунист, то кампанию придется оплачивать щедро, и стоить она будет существенно дороже. Иной вариант, когда популярный губернатор (скажем, губернатор Кемеровской области Тулеев или Белгородской области Савченко) назвал кандидата своим “личным другом и верным соратником” — тут можно вкладываться по минимуму.

Любая прикидка “средней” стоимости кампании — это измерение средней температуры по больнице, и суть дело неблагодарное. Поэтому, чтобы разобраться с тем, сколько стоит кампания, следует смотреть на конкретный округ, кандидата и конкретную партию. Тем не менее, прикинуть среднюю стоимость кампании для кандидата-одномандатника все же имеет смысл. В своем докладе на данную тему, опубликованном на вашем портале, я использовал в качестве примеров предстоящие кандидатам расходы в Ярославском избирательном округе №194 и в Курском 109-м избирательном округе.

Самые крупные расходы во время кампании сейчас приходятся на сеть. Создание штабов, организация их деятельности и работы бригадиров, агитаторов и другого персонала обойдется примерно в 15 млн рублей за три месяца. Организация и проведение праймериз будет стоить 2 млн рублей. За обеспечение “присутствия” кандидата в СМИ придется заплатить 5 млн рублей за 2 месяца. Еще в 2 млн рублей обойдутся наружные агитационные материалы – щиты и биллборды, размещение на транспорте. Изготовление агитационных печатных материалов, АПМ, то есть газет, календариков, плакатов и листовок оценивается примерно в 5 млн рублей.

Пропагандистские проекты, направленные на целевые группы населения (молодежь, пенсионеров, инвалидов и т.д.), мероприятия из разряда митингов и концертов, пикеты и им подобные агитационные акции в целом отнимут у кандидата еще около 6 млн рублей. Немало – примерно 1,5 млн – потребуют такие расходные материалы, как офисные принадлежности, горючее для автотранспорта и т.д. На социологию – уличные и телефонные соцопросы – уйдет не меньше 1 млн рублей. Мероприятия и акции в рамках контрпропаганды оцениваются еще в 2 млн рублей. Наконец, около 2,5 млн рублей придется потратить непосредственно в День голосования – на оплату наблюдателей, бригадиров, проведение экзит-поллз. Итого получилось 42 млн рублей, примерная стоимость избирательной кампании кандидата в одномандатном округе. То есть, цифра 40 млн вполне устраивает, кандидат с нормальной, хорошей известностью вполне может провести кампанию за такую сумму. Есть, правда, и специфические округа, где будут совершенно отличные от “стандартных” условия. Такими, в частности, являются округа электорального доминирования одного политика, округа с особой культурой голосования, этнические округа.