ПОПРАВКИ В ЗАКОН ОБ НКО ИСКЛЮЧАТ НЕПРОЗРАЧНОСТЬ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНОАГЕНТОВ

ПОПРАВКИ В ЗАКОН ОБ НКО ИСКЛЮЧАТ НЕПРОЗРАЧНОСТЬ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНОАГЕНТОВ

19 февраля 2016 г. 16:43

Депутаты Госдумы внесли законопроект о понятии “политическая деятельность” для некоммерческих организаций. Поправки уточняют порядок внесения НКО в список иноагентов. В проекте прописано определение политической деятельности, которое в том числе включает работу в сферах государственного строительства, обеспечения законности, правопорядка и обороны страны, и т.д. Названы и формы, в которых такая деятельность осуществляется – это участие в организации и проведении митингов и демонстраций, публичных дискуссий. Поправки касаются случаев, когда деятельность НКО направлена на получение определенного результата на выборах, а также если организация пытается повлиять на должностных лиц.Новые изменения в закон об НКО – это очень существенный шаг вперед, и теперь правоприменительная практика отнесения некоммерческих организаций в категорию иноагентов будет более понятна, прозрачна и полностью исключит произвол, который временами фиксировался в этом сложном вопросе, отметил политолог Леонид Поляков в интервью “Политаналитике”:— Вносятся существенные поправки в определение понятия "политическая деятельность", при этом сама идея закона об организациях, выполняющих функции иностранного агента, остается неизменной. То есть, принцип, согласно которому НКО, которая получает иностранное финансирование и ведет политическую деятельность, должна проходить особые процедуры регистрации, мониторинга и отчетности. Этот принцип не изменен, поскольку закон носит не запретительный, а регулирующий характер. В этом смысле суть его нисколько не меняется.Вообще в отношении понятия “политическая деятельность” существовали разные точки зрения. Я придерживался позиции, что если у нас политические партии запрещено финансировать из-за рубежа, то надо быть последовательными и не разрешать политическую деятельность НКО на иностранные деньги. Большинство же законодателей считает, что это допустимо. Пусть так.

Но теперь по поводу поправок. Они существенные и важные, потому что правоприменительная практика этого закона в течение последних трех лет выявила серьезные проблемы и недостатки, которые связаны с тем, что очень широкое определение политической деятельности включает в себя бесконечное море толкований. Каждый раз представители правоохранительных органов, Минюст и конкретные суды остаются один на один с этой проблемой и все зависит от лица, которое будет так или иначе толковать это понятие. Возникают конфликтные ситуации, создается не совсем здоровая атмосфера среди НКО, которые получают иностранное финансирование, и все это ведет к ненужной напряженности в нашем обществе. Независимо от того, откуда идет финансирование, развитие сети некоммерческих организаций – одна из принципиальных задач развития гражданского общества.Нынешние поправки направлены на то, чтобы четко определить смысл понятия политической деятельности. Там применена трехфакторная матрица – если в уставе так или иначе присутствует цель заниматься политикой, это уже основание для внесения НКО в реестр так называемых иностранных агентов. Есть отнесение деятельности к определенной сфере политики, например, в том или ином виде участие в избирательной кампании, проведение социологических опросов, тренинги кандидатов, проведение митингов в поддержку той или иной партии, а также регулярное воздействие на определенные органы государственной власти с целью изменения принципов и направления государственной политики.Если один из этих признаков имеется, далее правоприменительные органы получают основания для отнесения данной организации к категории выполняющих функции иностранного агента. Позиция должна быть в этом случае четкая и однозначная. То есть, прозрачность решения, понятность и полное отсутствие произвола.Напомню, эти поправки были инициированы еще на одной из встреч Совета по правам человека с президентом. Мы тогда эмоционально обсуждали эту проблему, президент дал поручение, была сформирована рабочая группа, шла непростая работа, полного консенсуса не было даже у нас в Совете. Но я полагаю, что нынешняя версия этого закона, нынешние поправки – это очень существенный шаг вперед, и я надеюсь, что отныне правоприменительная практика отнесения НКО в категорию иностранным агентов будет более понятна, прозрачна и полностью исключит произвол, который иногда наблюдался в этом сложном вопросе.