ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКО ДОЛЖНА СЕРЬЕЗНО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ – ЭТО ОБЩЕМИРОВАЯ ПРАКТИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКО ДОЛЖНА СЕРЬЕЗНО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ – ЭТО ОБЩЕМИРОВАЯ ПРАКТИКА

19 февраля 2016 г. 16:58

Законопроект о понятии “политическая деятельность” для некоммерческих организаций внесен на рассмотрение в Госдуму. Авторами поправок выступили представители всех думских фракций. В документе поясняется, что НКО, за исключением политической партии, признаётся участвующей в политической деятельности в России, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ. Таким образом, поправки в закон об НКО призваны предотвратить какие-либо искажения правоприменительной практики в отношении некоммерческих организаций. Новое определение политической деятельности позволяет уточнить и детализировать правоприменительную практику с тем, чтобы решения об отнесении некоммерческих организаций к иноагентам принимались по четкой, прозрачной схеме и базировались на исчерпывающей мотивации, а не на основе произвольной трактовки или субъективного усмотрения. При этом изменения в закон не сужают самого понятия “иностранный агент”.Как полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в интервью “Политаналитике”, практика строгого и четкого регулирования деятельности НКО обязательна и применяется во всем мире:— Данный законопроект был инициирован президентом. Я напомню, что в октябре 2015 года Владимир Путин на заседании СПЧ потребовал разработать более четкое определение политической деятельности. Тогда он говорил о том, что понятие “политическая деятельность” слишком размытое и требует уточнений.Рабочая группа поработала, результатом стало данное положение. В нем более подробно прописывается система политической деятельности и определение этого понятия, которого раньше не было. Сама задача законопроекта – прежде всего сделать более прозрачной, понятной и регламентированной трактовку определения политической деятельности и связанного с ней определения статуса иностранного агента. То есть, иностранный агент – это некоммерческая организация, которая занимается политической деятельностью через внешнее финансирование.

Критерии, которые там были выделены – трехчастная схема – более подробно описывают понятие “политическая деятельность”. Если раньше под ней понималось практически все, то сейчас необходимо, чтобы понятию соответствовали цели организации, сфера, в которой осуществляется эта деятельность и сам вид деятельности. Эта система позволяет более понятно, в том числе, для НКО определять свой тип работы. Плюс ко всему, получается более регламентируемая схема по работе с политическими НКО.Раньше процесс проводился довольно условно: одна организация политической являлась, другая – нет, относительно политической деятельности Минюсту приходилось решать “от потолка”, поэтому данная система должна очень серьезно регламентироваться. Но это не значит, что статус иностранного агента будет исключен – он будет прежде всего регламентирован. Такая жесткая позиция по отношению к политическим НКО необходима, тем более, что подобный контроль за их деятельностью присутствует во всем мире, и в РФ нормативно-правовая база в этой сфере еще самая мягкая.Теперь благодаря новым поправкам в закон и самим НКО, и политическим организациям, и гражданам становится более понятно, на каких основаниях организация включается в категорию иноагентов, какие это влечет правоприменительные действия со стороны регулирующих органов. В этом плане поручение президента будет исполнено.