ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА И ПОНТИФИКА – СОБЫТИЕ ПЛАНЕТАРНОГО МАСШТАБА

ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА И ПОНТИФИКА – СОБЫТИЕ ПЛАНЕТАРНОГО МАСШТАБА

12 февраля 2016 г. 15:57

Патриарх Московский и всея Руси в четверг вечером прибыл в Гавану, где начинается его первосвятительский визит в страны Латинской Америки. В пятницу вечером на территории международного аэропорта имени Хосе Марти состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско-Католической церквей. Интересно, что переводчиком на встрече будет литовский ксендз Висвалдас Кулбокас, работающий на дипломатической службе в Ватикане и переводивший беседу Понтифика с президентом России Владимиром Путиным.

После двухчасового разговора tet-a-tet Кирилл и Франциск подпишут совместную декларацию и выйдут к прессе. Пока содержание документа держится в секрете и названа только общая тематика - гонение на христиан на Ближнем Востоке и в других регионах.

К встрече в Гаване приковано внимание всего мира. По мнению экспертов, она может иметь геополитическое значение с учетом того, какие группы людей представляют Кирилл и Франциск. Foreign Policy пишет, что «с политической точки зрения для установления дружественных отношений между Папой и Патриархом самое время. Но без крепких личных связей, выстроенных за годы молчаливых, согласованных усилий, запланированная встреча была бы немыслима».

Несомненно, все согласны с тем, что это поистине историческое событие, которое окажет огромное влияние на ход развития цивилизации. По убеждению традиционалистов, несмотря на сохраняющиеся между христианами Запада и Востока богословские разногласия, православные и католики должны объединить свои усилия перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства.

Особое значение имеет совместное противодействие геноциду христиан, развернувшемуся на Ближнем Востоке, от которого в равной степени страдают тысячелетиями жившие в арабских странах православные, католики, представители древних восточных церквей. Обрушившиеся на них жесточайшие гонения воскрешают в памяти судьбы мучеников первых веков христианства, избиваемых языческими тиранами. Православные и католики должны объединить свои усилия и обратиться к лидерам ведущих держав с требованием защитить от геноцида христианские общины Ближнего Востока. Общее мнение таково: в нынешних обстоятельствах наладить хоть какое-то взаимодействие между Москвой и Римом - это уже вопрос не тонкой церковной дипломатии, а самого выживания христианской веры.

Напомним, что Патриарх и Понтифик представляют крупнейшие из христианских церквей и стоят в ряду наиболее влиятельных фигур в планетарном масштабе. При этом история взаимоотношений Святого престола и Московского патриархата полна драматичных страниц и крутых поворотов.

С конца XVIII века до 1917 года в России действовала папская нунциатура (посольство). Митрополитом Римско-католической церкви являлся архиепископ Могилевский, имевший резиденцию в Санкт-Петербурге. По условиям конкордата (договора России с Ватиканом) 1847 года папа Римский признавался главой российских католиков. В 1866 году конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел). Все католические епископы назначались российским императором по соглашению с папой.

После Октябрьской революции 1917 года на католическое духовенство было распространено действие Декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля по новому стилю) 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В СССР существовали две Римско-католические иерархии: Литовская (юрисдикция епископа распространялась только на Литву), и Латвийская (Ординат Рижского архиепископства осуществлял управление католической епархией Латвии и обслуживал католическую диаспору на всей территории СССР, за исключением Белоруссии, где в 1989 году возникла самостоятельная Минская епархия).

Отношения между Римско-католической и Русской Православной церквами вышли на новый уровень после II Ватиканского собора (1962-1965). II Ватиканский собор сделал существенные коррективы в социальной доктрине и в экуменических принципах Римско-католической церкви, на официальном уровне признал Православную церковь. Это отношение позволило Православной церкви в 1980 году вступить в официальный диалог с Римско-католической церковью.

Была создана Смешанная комиссия по богословскому диалогу между РПЦ и Римско-католической церковью.

Отношения Католической церкви с Московским Патриархатом обострились в начале 90-х годов прошлого века. Основными проблемами во взаимоотношениях церквей стали католический прозелитизм на территории России и других стран СНГ, а также конфликт православных и греко-католиков в Западной Украине.

Под католическим прозелитизмом в Московском Патриархате понимают «действия представителей Римско-католической церкви, направленные на вовлечение в богослужебную и иную церковную практику россиян, не имеющих исторической связи с этой церковью, но принадлежащих к православной традиции по крещению и культурным корням».

Другой проблемой стала напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. Разгром униатами трех епархий Московского патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-1990-х годов, перенос центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы усугубили проблему.

Для обсуждения этих тем в 2004 году была создана Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-католической церквами.

Неразрешенные проблемы в отношениях между двумя церквами стали причиной того, что визит папы Иоанна Павла II в Россию, так и не состоялся, а планировавшаяся в 1997 году в Граце (Австрия) встреча папы с патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отменена. В ходе предварительных переговоров в 1997 году был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент высшее руководство Римско-католической церкви решило исключить эти важные пункты из совместного документа. Это лишило уже почти организованную встречу всякого смысла.

Обострение конфликта между обеими конфессиями произошло в 2002 году. Причиной его стало решение папы Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий. Недружественный по отношению к России демарш вызвал соответствующую реакцию государства, церкви и общественности. Последовало заявление патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода, министерства иностранных дел, Государственной Думы РФ, ряда влиятельных общественных организаций, политиков, общественных и религиозных деятелей. Позицию православных поддержали представители других традиционных для России религий.

До сих пор не снята проблема унии, которая препятствует полной нормализации отношений между двумя церквами. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами.

Отношения с Римско-католической церковью РПЦ строит в соответствии с «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию», в которых важнейшей целью объявлено «восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной церкви на всех уровнях ее бытия».

Помимо диалога, проходящего при посредничестве нунциатуры, поддерживаются прямые контакты на высоком уровне между президентом Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом и председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом. Каждый год проходят запланированные встречи по вопросам культурного обмена и студенческих программ. Митрополит Иларион принимает участие в важнейших событиях жизни католической церкви.

Развивается сотрудничество с Папским советом по культуре, в котором принимают участие православные иерархи.

В феврале 2015 года на основании договоренностей между Отделом внешних церковных связей Московского патриархата во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом и Папским советом по содействию христианскому единству во главе с кардиналом Куртом Кохом начала действовать рабочая группа по культурному сотрудничеству. Благодаря ей появился православно-католический проект «Свет Христов просвещает всех». Проект реализуется с началом в Католической церкви в декабре 2015 года внеочередного «Юбилейного года» — «Года милосердия».